Акалькулия человека: причины, симптомы, разновидности болезни и лечение

Акалькулия — расстройство счета

Акалькулия человека: причины, симптомы, разновидности болезни и лечение

Акалькулия (а + лат. calculo — считать) представлена в виде нейропсихологического симптома, особенность которого заключается в утрате умения осуществлять арифметические действия из-за поражений коры головного мозга.Синонимом акалькулии является дискалькулия.

У пациентов наблюдается отсутствие способности сравнивать числа, вычитать и складывать их, решать элементарные математические задачи.

По сути, умение человека считать является интеграцией одновременно нескольких когнитивных умений. Рассматриваемая же патология провоцирует сложности в следующих областях:

  • ассоциация числа и его устного названия;
  • сравнение цифр с разными числовыми значениями;
  • регистрация в сознании значения числа и понимание его сути;

Симптоматика акалькулии часто является предшественником деменции, причина развития которой заключается в наличии поражений в лобной или теменной доле головного мозга.

Классификация

Акалькулия, как термин, была открыта в 1919 году Ф. Хеншеном. Исследовательская деятельность о нарушении синтеза и анализа вычислительных операций позволила выделить два вида патологии – первичную и вторичную.

  1. Первичная акалькулия является результатом нарушений в височной, затылочной и теменной участках коры. Ключевой особенностью является нарушение синтеза и анализа представлений пространственного характера. Пациенту проблематично проводить вычислительные процессы и различать числа. В подавляющем большинстве случаев больной не понимает различия между такими понятиями, как спереди и сзади, вниз и вверх, право и лево.
  2. Вторичная акалькулия является результатом существующих синдромов нейропсихологического характера.

Симптоматика

Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

Проявления первичной формы:

  • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
  • понятие чисел отсутствует;
  • арифметические операции осуществляются проблематично;
  • понятие пространственных координат нарушено;
  • различие разрядных строений чисел отсутствует;
  • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
  • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
  • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
  • изредка остается возможность сложения;
  • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
  • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

Симптомы вторичной формы

Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

  1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
  2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
  3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.

Лечение

Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры.

Терапия первичной формы

В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

  • метод понимания разрядов;
  • метод действия с числами;
  • визуальный метод.

Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на ое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

Терапия вторичной формы акалькулии

При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

  1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
  2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
  3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

Акалькулия – лечение, виды и симптомы акалькулии

Акалькулия человека: причины, симптомы, разновидности болезни и лечение

Акалькулия — обобщающее понятие, включающее разнообразные нарушения понимания чисел и совершения арифметических действий. Проявляется зрительным/слуховым неузнаванием цифр, непониманием понятия число, числовой разряд, невозможностью последовательно выполнять вычисления.

Диагностируется на основании клинических особенностей, результатов неврологического, психиатрического осмотра, арифметического тестирования, церебральной томографии.

Лечение проводится в отношении базового заболевания, реабилитация включает специальные занятия по восстановлению арифметических способностей.

Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария.

В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций.

Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия».

Причины акалькулии

Различные формы патологии связаны с поражением коры теменных, затылочных, височных, лобных долей мозга. Основными этиофакторами, приводящими к патологическим изменениям церебральной коры, являются:

  • Цереброваскулярная патология. Акалькулия может возникать при остром нарушении церебрального кровотока (ишемическом, геморрагическом инсульте), при хронической ишемии мозга, приводящей к постепенно нарастающей сосудистой деменции.
  • Черепно-мозговые травмы. Расстройства калькуляции связаны с ушибом головного мозга, сопровождающимся образованием гематом, участков размозжения мозгового вещества с вовлечением областей коры, которые участвуют в процессе счёта.
  • Нейроинфекции. Наряду с другими когнитивными нарушениями акалькулия сопровождает вариабельные по этиологии энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты.
  • Интоксикации. Поражения мозговой коры возможны при острых отравлениях, хронических интоксикациях, в том числе обусловленных дисметаболическими процессами (гипергликемией, уремией).
  • Опухоли головного мозга. К выпадению корковых функций приводят конвекситальные новообразования (глиомы, менингиомы), внутримозговые опухоли, прорастающие или сдавливающие кору.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Крейтцфельдта-Якоба, лейкодистрофии, болезнь Альцгеймера. Акалькулия обусловлена прогрессирующей атрофией церебральной коры.

Акалькулия детского возраста чаще связана с аномалиями развития мозга, перинатальной патологией (гипоксией плода, внутриутробной инфекцией, внутричерепной родовой травмой), наследственными заболеваниями и дисметаболическими синдромами.

Счёт представляет собой сложную многоуровневую функцию высшей нервной деятельности человека. Центр счёта тесно связан с другими зонами коры, без участия которых невозможно его полноценное функционирование.

Зрительное «узнавание» цифр происходит благодаря работе зрительной области коры затылочной доли, слуховое — благодаря функционированию слухового центра коры, локализующегося в верхней височной извилине. Распознавание цифр, совершение вычислений осуществляется при участии памяти, требует определённой концентрации внимания.

Решение самых простых математических задач происходит под управлением лобных отделов коры, отвечающих за способность воспринимать абстрактные понятия, осуществлять целенаправленную деятельность.

Этиологические факторы запускают диффузные или локальные сосудистые, воспалительные, посттравматические, дистрофические процессы в структурах мозговой коры, приводящие к дегенерации и гибели нейронов.

Акалькулия возникает, когда в патологический процесс вовлекаются корковые зоны, участвующие в реализации функции счета.

Поражение центра счёта крайне редко носит изолированный характер, в большинстве случаев сочетается с другими нарушениями когнитивной сферы.

Классификация

С учетом механизма возникновения акалькулия классифицируется на две основные формы: первичную и вторичную.

Первичная (специфическая) акалькулия вызвана патологическими процессами в области счётного центра на стыке затылочной и теменной доли доминирующего полушария.

Вторичная (неспецифическая) акалькулия возникает при поражении прочих зон коры, участвующих в сложном процессе счёта, бывает четырех видов:

  • Оптическая — нарушение зрительного восприятия цифр. Развивается при патологии затылочных областей церебральной коры. Сопутствует зрительной агнозии.
  • Сенсорная (слуховая) — обусловлена расстройством узнавания звуков и речи. Связана с поражением верхней височной извилины, сочетается с сенсорной афазией.
  • Акустико-мнестическая (амнестическая) — в основе нарушения лежит расстройство слухоречевой памяти при патологических процессах в височных отделах коры. Сопровождается другими нарушениями памяти.
  • Лобная — операции с цифрами невозможны из-за расстройств организации и контроля целенаправленной деятельности (праксиса). Наблюдаются иные проявления апраксии.

Клинические проявления варьируют в зависимости от формы патологии.

Первичная акалькулия характеризуется отсутствием понимания понятия число, числовых разрядов (например, пациенты не видят разницы между числами 152 и 125), невозможностью сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений.

Сочетается с возникающей при поражении теменной области пространственной агнозией, проявляющейся нарушением ориентации «право-лево», «верх-низ», восприятия системы координат и т. п.

Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией. Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел.

Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме.

Типична симптоматика зрительной агнозии — неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия, дислексия.

Сенсорная акалькулия сопровождает слуховую агнозию — нарушение узнавания звуков, элементов речи. Пациенты не понимают услышанное, говорят много, с перестановкой слогов, повторами, ошибками. Чтение чисел, понимание прочитанных арифметических вычислений страдают в меньшей степени.

Акустико-мнестическая форма связана с расстройством объёма восприятия чисел, образов-представлений, затруднённым вспоминанием числа по названию. Характерно увеличение числа ошибок написания цифр под диктовку при увеличении скорости их подачи, большом объёме задания, повышенной зашумлённости.

Счёт затруднён, понятие числа, разрядов, структуры счёта сохранны.

Лобная акалькулия проявляется в структуре апраксии. Нарушение касается последовательности выполнения математических вычислений наряду с расстройством деятельности при решении любых поставленных задач.

Больной владеет автоматизированным счётом в пределах десятка, пониманием простых чисел, таблицей умножения, но не может оперировать многозначными числами, составить число по предложенным цифрам, найти состав числа, решить пример с простыми числами в несколько действий.

Отмечаются изменения психоэмоциональной сферы: импульсивность, лабильность, стереотипность, агрессивность, нарушенное поведение.

Диагностика

Поскольку акалькулия входит в состав комплексных нарушений когнитивной сферы, её вычленение среди ведущих интеллектуально-мнестических расстройств представляет определённую диагностическую сложность. Еще одной задачей является определение формы патологии, диагностика базового заболевания, проявлением которого стала акалькулия. Используются следующие диагностические методики:

  • Сбор анамнеза. Позволяет выяснить, как началось и развивалось заболевание, чем было спровоцировано.
  • Осмотр невролога. Исследование неврологического статуса даёт возможность выявить очаговую симптоматику, предположить локализацию церебрального поражения. У детей обследование включает оценку уровня психического развития. Пациенты с ЧМТ, интракраниальными опухолями дополнительно консультируются нейрохирургом.
  • Осмотр психиатра. Необходим больным с нарушениями психической сферы, помогает дифференцировать когнитивные расстройства от психических заболеваний.
  • Арифметическое тестирование. Направлено на диагностику формы акалькулии. Включает исследование зрительного, слухового понимания цифр, способности запоминать числа, производить вычисления.
  • МРТ, МСКТ головного мозга . Визуализируют характерные для базового заболевания морфологические изменения: посттравматические гематомы, внутримозговые опухоли, очаги воспаления, зону инсульта, дегенеративные процессы. В случае цереброваскулярной патологии назначается УЗДГ, МРТ сосудов головного мозга.

Лечение акалькулии

Терапия направлена на купирование этиопатогенетических механизмов основного заболевания, последующее восстановление утраченных неврологических функций, включая способность оперировать числами. Лечение проводится поэтапно.

Медикаментозная терапия базового заболевания:

  • Коррекция церебральной гемодинамики. При интракраниальных кровоизлияниях применяются антифибринолитики (гамма-аминокапроновая кислота), ангиопротекторы (препараты кальция, этамзилат натрия), при церебральной ишемии — сосудорасширяющие (винпоцетин), улучшающие микроциркуляцию (пентоксифиллин) средства, тромболитики (надропарин).
  • Нейрометаболическая терапия. В различном объёме проводится практически при любых церебральных поражениях. Включает ноотропы, аминокислоты, антиоксиданты, комбинированные средства.
  • Профилактика отёка головного мозга . Назначаются мочегонные фармпрепараты, при угрозе отёка осуществляется капельное введение осмодиуретиков.
  • Психотропные препараты. Седативные, транквилизаторы, нейролептики применяются по показаниям для купирования психомоторного возбуждения, эмоциональной лабильности, агрессивности.
  • Этиотропная терапия инфекций. Требуется пациентам с инфекционным поражением мозга, производится в соответствии с установленной природой возбудителя (бактериальной, вирусной, паразитарной).

Реабилитационные мероприятия:

  • Арифметические занятия. Должны полностью соответствовать структуре выявленных нарушений. Различные методики включают использование карточек с цифрами, восстановление представлений о числовых разрядах, проговаривание чисел, выполнение арифметических действий.
  • Психотерапия. Необходима для коррекции отношения пациента к возникшим проблемам интеллектуальной сферы, формирования позитивного настроя на реабилитационные занятия.
  • Логопедические занятия. Показаны при слуховой агнозии. Проводятся логопедом в рамках коррекции афазии.

В случае острого процесса (инсульт, энцефалит, ЧМТ) вначале осуществляется фармакотерапия, реабилитация проводится после купирования острого состояния.

При хроническом течении основной патологии (хроническая церебральная ишемия, дегенеративные поражения ЦНС) медикаментозная терапия сочетается с восстановительной.

Пациентам с внутричерепными новообразованиями показано радикальное нейрохирургическое лечение.

Прогноз и профилактика

Акалькулия является отдельным симптомом в структуре базисной патологии мозга, её прогноз неотрывно связан с характером и течением основного заболевания.

Корректная терапия, молодой возраст больного обеспечивают 100% восстановление функции счёта после перенесённой травмы, энцефалита, острой интоксикации, лакунарного инсульта. Стойкая акалькулия негативно отражается на качестве жизни больного, ухудшает его социальную адаптацию.

Прогностически неблагоприятными факторами являются церебральные аномалии, пожилой возраст, обширность зоны поражения, невозможность радикального удаления опухолевого процесса, неуклонное прогрессирование дегенеративной патологии.

Профилактика сводится к предупреждению ЧМТ, инфекционных болезней, перинатальной патологии, токсических поражений, своевременному лечению цереброваскулярных заболеваний.

Источник:

Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

Разновидности и формы заболевания

Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

  1. Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математическиеоперации, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
  2. Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
  3. Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
  4. Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
  5. Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Акалькулия человека: причины, симптомы, разновидности болезни и лечение

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в  неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.

Конечно, данная патология должна быть выявлена нейропсихологом  в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо хорошо визуализировать, т.е. визуально представлять числа и задачи.

Профилактикой здесь могут лишь быть грамотно выстроенные занятия ментальной математикой с самого раннего возраста с 3.5-4 лет.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить факторы:

  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • травмы головного мозга в раннем возрасте;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге.

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы.

Существует несколько различных классификаций нарушения. Выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Первые признаки дискалькулии проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к нейропсихологу  для проведения комплексного обследования.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга.

Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Признаки дислексии и дисграфии

Проявления этих патологий отличаются специфичностью, стереотипностью и стойкостью. Заподозрить наличие расстройств письменной речи и чтения (а они часто сочетаются) можно, если внимательно отслеживать характерные симптомы этих процессов у детей.

Школьник с дислексией читает обычно медленно, неправильно, часто останавливаясь и запинаясь. Если же прислушиваться к тому, как дети «декламируют» текст, то можно обнаружить некоторые ошибки и помарки. Так, ребёнок при чтении:

  • вставляет в слова лишние звуки;
  • способен пропускать части слова;
  • подменяет сложные для него слова другими, приблизительно похожими по написанию;
  • переставляет буквы и слоги местами;
  • повторяет, добавляет и пропускает целые слова.

Нарушение письменной речи

Характеризуется патология медлительностью, некрасивым почерком, причём чем больше нервничает ребёнок, тем некрасивее у него получаются слова. Кроме того, если посмотреть в тетрадь, то можно отметить отсутствие пунктуации и заглавных букв. Часто встречаемые ошибки у детей с дисграфией:

  • непонимание разницы между фонетически похожими звуками и, как следствие, замена букв (к примеру, Д-Т, Б-П, С-Ш);
  • пропуск букв и слогов («мазин» вместо «магазин»);
  • перестановка букв и целых слогов (к примеру, «фарш», а не «шарф»);
  • «проглатывание» окончаний слов (например, «стрекоз», а не «стрекоза»);
  • вставка ненужных букв («декабарь» вместо «декабрь»);
  • слитное написание предлогов, раздельное – приставок («настуле», «на нести»);
  • несоблюдение принципов склонения слов по родам, числу и падежам («тяжёлая чемодан», «весёлый дни»). Этот признак чаще встречается к 3-му классу, когда происходит активное осваивание правил грамматики;
  • ребёнок путает схожие по написанию буквы (к примеру, самыми трудными для «дисграфика» являются такие прописные буквы, как х-ж, о-а, с-е, м-ш, л-я и т.д.

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Акалькулия человека: причины, симптомы, разновидности болезни и лечение

Сложность современной жизни приводит к тому, что с каждым годом растет число людей, страдающих психическими заболеваниями. Растройствами психики по статистике страдает более 35 % человечества.

Самой распространенной формой является депрессия. Среди нарушений встречается такое заболевание, как акалькулия. Это утрата человеком способности считать. Заболевание относится к наиболее серьезным, но оно излечимо.

Причины развития нарушения

Акалькулия – это приобретенное заболевание, которое развивается из-за поражения отдельных участков головного мозга. Причиной могут стать травмы, развитие новообразований. Очень часто акалькулия развивается на фоне психического расстройства.

Поражение головного мозга, при котором развивается заболевание, сконцентрировано в теменной, затылочной и височной коре головного мозга. Причинами таких поражений могут быть:

  • Наследственность.
  • Различные неврологические нарушения в перинатальный период.
  • Опухоли в головном мозге.
  • Интоксикации различной степени интенсивности.
  • Поражение головного мозга на фоне развития инфекционных заболеваний.
  • Негативное воздействие социальной среды.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Цереброваскулярные заболевания.

Как правило, это симптом какого-либо психического заболевания, но акалькулия может выступать и как самостоятельная патология.

Аспекты синдрома

Впервые сведения о таком заболевании, как акалькулия появились в 1919 году. По итогам исследований патология была разделена на первичную и вторичную. Первичная форма развивается при поражении височной, теменной и затылочной части коры головного мозга. При таком развитии у больного нарушается возможность произведения анализа и синтеза пространственных представлений.

Пациент не может различить цифры, произвести какие-либо действия с ними. Врачами был установлен факт, что сложность возникает из-за отсутствия понимания у человека «лево, право, вверх, вниз».

Наибольшую сложность эти нарушения вызывают у детей. У ребенка может не наступить понимание пространства к периоду начала обучения в школе. Это приведет к невозможности освоения арифметических цифр.

Симптомами первичной акалькулии являются:

  • Отсутствие разницы между цифрами. Например, больной не понимает, чем отличается 545 от 455.
  • Невозможность провести различия между разрядами чисел.
  • Полное отсутствие понятия числа.
  • Непонимание пространственных координат.
  • Сложность в проведении любых видов арифметических действий.

Вторичный вид патологии наблюдается при общем расстройстве умственной деятельности или при психических нарушениях.

Развитие заболевания у детей

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.

Диагностика дискалькулии

Дискалькулию у детей родители способны увидеть сами, при проявлении патологии необходимо сразу обращаться к врачу. Конкретный вид заболевания устанавливается после консультации с логопедом, неврологом, психологом.

При беседе ребёнка с врачами, ему предлагают посчитать, совершить простое действие в арифметике, расположить карточки с цифрами в порядке уменьшения или увеличения. В зависимости от выявленных нарушений в процессе выполнения заданий, будет установлен вид заболевания.

Виды дискалькулии выделяются следующие:

  • Графическая – ребёнок не может записать цифры, математические символы. У него возникает сложность при изображении геометрических фигур.
  • Вербальная – пациент испытывает трудность перед просьбой назвать арифметическое действие.
  • Дислексическая – такая форма заболевания проявляется в отсутствии возможности прочитать математические символы.
  • Операциональная – невозможность сделать арифметическое действие.

Установление вида патологии позволяет максимально эффективно провести коррекциюдискалькулии.

Лечение

Акалькулия поддается лечению, но для полной ликвидации симптомов, необходимо устранить причину патологии, то заболевание, которое стало причиной нарушений. Другая ситуация возникает с дискалькулией. Так как это заболевание не приобретенное, а врожденное, лечение предполагает только коррекцию и меры профилактики.

Методики лечения акалькулии будут зависеть от возраста пациента и степени тяжести заболевания. Если болен взрослый человек, то терапия будет проводиться со специалистами с применением различных компьютерных программ. Больного постепенно приводят к осознанию понятия числа. После этого начинается обучение математическим действиям от простых до более сложных.

У детей лечение построено на игре. Чаще всего для этого используются картинки с изображением цифр. Ребенка визуально приучают различать цифры.

Коррекцией дискалькулии должен заниматься врач-логопед. При необходимости к раьоте с пациентом может быть привлечен психолог и невролог.

Для коррекции разрабатываются специальные методики. Занятия могут проходить в любом комфортном для ребенка месте. Методика состоит из целого комплекса игровых упражнений, которые обучают счету. Также занятия должны быть направлены на развитие речи, мышления, изобразительных способностей ребенка.

Для устранения дискалькулии очень важно развить грамотную и связную речь. Коррекция должна быть основана на расширении словарного запаса у ребенка с одновременным изучением математических терминов. в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета.

Следующим этапом вводится обучение порядковому счету, употребление цифр в речи. Ребенка учат сравнивать цифры, предметы, их количество, качественные характеристики. У ребенка формируют связь между цифрой и ее визуальным выражением на письме. Развивается сразу и мелкая моторика, и мышление.

Как только будут достигнуты устойчивые достижения в счете, преподаватель переходит к простейшим арифметическим действиям. Цель показать ребенку логику решения.

Профилактика дискалькулии

Профилактические меры нарушения будут зависеть от того, какой вид патологии у пациента:

  • Графический – профилактика такого вида нарушения возможна с помощью упражнений для развития зрительных образов, мелкой моторики, координацией между движениями рук и зрением.
  • Вербальное нарушение можно предупредить, обучая ребенка названиям математических действий и их сущности. Дети должны уметь правильно использовать понятия в своей речи. Происходит развитие всех функций памяти, ребенок приобретает понимание формы, цвета и размера.
  • Практогностический вид предупреждается при помощи обучения навыкам счета в математике, арифметические действия должны выполняться с их последовательным проговариванием. Важно, чтобы в слух проговаривался полученный результат. Должны развиваться зрительное восприятие, координация движения, возможность соотносить реальный предмет и его изображение.
  • Дислексический вариант предупреждается развитием зрительного восприятия у ребенка. Он должен иметь представление о форме, цвете, правильно распознавать и называть математические символы, понимать смысл знаков, развивать память и логическое мышление.

Все меры профилактики направлены на развитие устойчивого восприятия зрительно математических символов, а затем грамотное их применение в арифметических расчетах.

Своевременное обнаружение проблемы поможет искоренить ее в самом начале и повысить успеваемость ребенка в школе.

Акалькулия – что это за болезнь?

Акалькулия человека: причины, симптомы, разновидности болезни и лечение

Рассматривается такое заболевание, как Акалькулия. Что это за болезнь, каковы симптомы акалькулии и как с ней бороться.

Акалькулия является обобщающим понятием, включающим в себя нарушения, из-за которых человек испытывает сложности в понимании чисел и совершении различных математических действий.

При данной патологии нет зрительного и слухового узнавания чисел, а также отсутствуют понимание математических операций, восприятие числового ряда и возможность последовательно выполнять математические действия.

Диагноз ставится по результатам обследования, которое включает неврологический и психиатрический осмотры, а также консультации ЛОР-врача и окулиста. Для больного обязательно проводится арифметический тест.

Акалькулия – что это за болезнь?

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Заболевание разделяется на несколько видов, что упрощает выбор метода терапии. Акалькулия и дискалькулия – это два различных состояния, хотя внешне они достаточно схожи. В первом случае речь идет о симптоме основной болезни, а во втором присутствует самостоятельное заболевание.Акалькулия впервые описана патологом из Швеции Ф. Хеншен.

Она развивается, если поражается отдел головного мозга, в котором находится центр, отвечающий за математические функции. Часто наблюдается сочетание данного состояния и сенсорной афазии.

Существует и противоположное состояние – синдром Саванта, при котором человек, наоборот, имеет уникальные чрезмерно высокие способности к математике.

Эти два нарушения, являющиеся одно симптомом, а другое самостоятельной патологией, по внешним проявлениям очень схожи. Поэтому без сбора анамнеза и общего обследования не всегда возможно сразу понять, какое из них имеет место.В случае акалькулии лечение будет направлено на устранение заболевания или повреждения головного мозга, проявлением которых является данное состояние. Терапия при этом проводится не только логопедом при помощи упражнений, как в случае дискалькулии, но и врачами с использованием лекарственных препаратов.Состояние классифицируется по причине появления и того, какие изменения при нем возникают. Так, акалькулия бывает первичной или вторичной.При первичном наращении затрагивается непосредственно центр, отвечающий за возможность счета, а при вторичном патологические изменения происходят в различных участках коры больших полушарий, которые в той или иной степени участвуют в процессе восприятия цифр и счёта.В зависимости от того какие нарушения отмечаются при данном состоянии, выделяется четыре его разновидности.

  1. Оптическая. У больного отмечается исключительно зрительное нарушение в восприятии цифр. Такое состояние характерно, когда затронута затылочная область церебральной коры. Обычно явление сочетается со зрительной агозией.
  2. Сенсорная или слуховая. Состояние характеризуется тем, что происходит нарушение в распознавании речи и звуков. Сложности обычно возникают не только с математикой, а и с общим пониманием. Развивается это патологическое состояние при повреждении верхней височной извилины. Сочетается оно с сенсорной афазией.
  3. Амнестическая. Эта разновидность характеризуется нарушением слухоречевой памяти. Возникает оно, когда основная патология затрагивает височные отделы коры больших полушарий. Также присутствуют и прочие нарушения памяти.
  4. Лобная. Какие-либо арифметические операции оказывается невозможны по причине расстройства в организации деятельности целенаправленного характера. Также отмечаются и прочие проявления основной болезни апраксии.

После выявления причины нарушения назначается лечение, для устранения основной патологии.Появляется данный симптом из-за поражения коры мозга в различных его долях.Наиболее распространенными причинами для появления акалькулии являются:

  • цереброваскулярное нарушение – к таким причинам относятся геморрагический и ишемический инсульты, а также ишемия мозга в хронической форме, которая вызывает постепенное развитие сосудистой деменции;
  • открытые и закрытые черепно-мозговые травмы – если при повреждении образуется гематома в головном мозге, то риск развития нарушения счета достаточно высокий. Также может происходить размозжение вещества головного мозга в определенных участках травмы; и тогда, если в это вовлечена та зона коры, которая отвечает за арифметические действия, развиваются акалькулия. В зависимости от полученной травмы состояние может быть обратимым и необратимым;
  • нейроинфекции – помимо прочих симптомов поражения мозга, эти заболевания часто сопровождаются изменениями способности к счету. Наиболее распространенными инфекциями являются энцефалит, энцефаломиелит и менингоэнцефалит;
  • интоксикация – тяжелые отравления в острой или хронической форме, вызванные химическими веществами или нарушениями в работе организма, такими как гипергликемия или уремия, приводят к поражению различных отделов мозга, в том числе тех, которые используются при вычислении. В результате развивается акалькулия различной степени выраженности;
  • новообразования в мозге – при их наличии происходит сдавливание тканей мозга, из-за чего он перестает полноценно выполнять свои функции. В момент, когда повреждается кора больших полушарий в области, отвечающей за арифметические способности, развивается патологическое состояние;
  • заболевание центральной нервной системы дегенеративного характера – в этом случае нарушение счета происходит по причине общей дегенерации нервной системы и сочетается с такими симптомами, как ухудшение памяти, деградация мышления, не адекватное восприятие происходящего вокруг и утрата способности самостоятельно обслуживать себя.

Акалькулия у ребенка обычно оказывается связанной с тем, что имеют место аномалии в развитии мозга, которые вызываются гипоксией, перенесенной в процессе внутриутробного развития или при родах, а также инфицированием плода или родовой травмой.

Важно! Редко наследственные патологии приводят к акалькулии.

Больным акалькулией нужна помощь специалистов

Нарушение проявляется не совсем одинаково у больных разного возраста. Также есть и общие признаки акалькулии. В зависимости от формы нарушения несколько меняется и общая симптоматика. Однако все равно для всех больных она близка по своим проявлениям и может оцениваться в диагностических целях.

  • При первичном поражении происходит утрата понимания чисел и числовых разрядов.

    В результате для больного исчезает разница между цифрами, которые близки внешне по написанию или по звучанию при произношении. Достаточно часто состояние сочетается с невозможностью ориентирования, так как утрачиваются правильные понятия право и лево, верх и низ.

  • Вторичная форма характеризуется зрительными нарушениями, при которых больной не может узнавать изображения чисел. В результате он не способен правильно назвать цифры, которые видит, а также путается при их написании. Слуховое восприятие и счет в уме сохраняются. Достаточно часто состояния сочетаются с неспособностью узнавать буквы, предметы на изображениях и лица людей.

  • При сенсорных нарушениях отмечается отсутствие восприятия звуков, из-за чего счет на слух оказывается невозможен. При лобной форме заболевания утрачивается способность к последовательности математических действий, что также приводит к невозможности счёта. Решение даже эллементарных задач оказывается крайне затрудненным.

У детей по причине врожденных нарушений в строении мозга проблема возникает рано. Заметить ее не сложно, так как математическое развитие больного отстает. Ребенок не способен к освоению цифр на уровне со сверстниками.У младших школьников нарушение становится особенно заметно. Диагностика проводится при помощи комплексного обследования.

Наиболее распространенным явлением в детском возрасте является невозможность запомнить цифры и научиться соотносить их с письменным обозначением. По этой причине может создаваться впечатление тяжелой умственной отсталости.Такие дети также не могут правильно определять время в зависимости от формы патологии на слух или зрительно. У взрослых состояние развивается после повреждений мозга.

В результате этого способности к счету, которые имелись ранее, утрачиваются.Когда нарушения в строении мозга врожденные, то они переходят во взрослую жизнь из детства, если терапия не приносит результатов.

Лечение возможно

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.