Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Содержание

Детские страхи: причины, виды, методы диагностики, коррекция, советы родителям

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

25.12.2017

С каждым днем ребенок взрослеет, у него появляются новые достижения, чувства, эмоции. Малыши, аналогично взрослым, периодически испытывают тревогу, беспокойство, страх. Детские страхи имеют более интенсивное проявление, чем у взрослых.

Крохи многого не знают и поэтому переживают, намного острее.
Если ребенок говорит о своем страхе, выслушайте его, не насмехайтесь, помогите малышу избавиться от своих переживаний.

Далее рассмотрим более детально, что же такое детский страх, каковы его причины и виды, как его побороть.

Что такое детский страх?

Страх – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную угрозу. Спецификой детских страхов является то, что, как правило, реальной угрозы нет. Это вызвано особенностями детского воображения. Детские фобии (страхи) – это следствие влияния окружения.

К примеру, бурное обсуждение взрослых в присутствии детей каких-либо негативных явлений.
Просмотр фильмов ужасов вызывают ночные страхи у детей. Иногда родители думают, что малыш занимается своей игрой и не замечает, что происходит на экране телевизора.

Но в реальности ребенок впитывает в себя всю информацию, которую не всегда может отличить от вымысла. Вследствие этого возникают детские ночные страхи.

Почему ребенок испытывает страх?

Каждый человек, хотя бы раз в жизни пережил чувство страха. Данное чувство вызывают угрожающие факторы. Причины детских страхов могут быть следующими:

  • Влияние взрослого. Очень часто родители сами пугают детей сказочными персонажами, полицией, чужим дядей.
  • Гиперопека. Родители пытаются оградить малыша от всего негативного, чрезмерно остерегают. Ребенок растет боязливым, не уверенным в себе.
  • Недостаток общения с взрослыми. В детском возрасте общение с взрослыми является важным фактором развития. Часто родители пытаются заменить живое общение с малышом дорогими игрушками, телевизором, компьютерными играми. Но все это порождает в ребенке чувство собственной ненужности и страха.
  • Напряженная обстановка в семье. Постоянные крики, ссоры, недопонимания между родителями вызывают у ребенка страхи. Малыш боится, что это именно он стал причиной раздора. Стоит помнить, что такими взаимоотношениями очень легко навредить крохе.
  • Нехватка физической активности. Если ребенок мало двигается, то это тоже негативно на нем сказывается и вызывает страх.
  • Агрессивное поведение мамы. Если мама имеет позицию лидера, проявляет агрессию по отношению к остальным членам семьи, тогда появление чувства страха у ребенка практически неизбежно.
  • Невроз. Такое состояние часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих слишком эмоционально. В данном случае обязательно следует обратиться к специалисту.
  • Ситуация, которая вызвала испуг у ребенка. Например, лай собаки, болезненный укол, похороны. Если родители ребенка ведут себя спокойно, уверенно, то есть вероятность, что страх надолго не задержится. В ином случае страх может стойко закрепиться в памяти.
  • Фантазия. Дети с развитым воображением могут додумать к определенной ситуации подробности. Например, тени могут легко превратиться в монстров. Герои мультиков также могут вызывать страх. К примеру, Баба Яга, Кощей.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Насмешки, унижения, оскорбления ребенка другими детьми приводит к страху общения со своими сверстниками.

Классификация детских страхов

Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:

  1. Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
  2. Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
  3. Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.

Распространенные детские страхи

Страхи у детей имеют определенную причину и разное проявление. Рассмотрим самые распространенные виды детских страхов.

Страх одиночества

Ребенку страшно оставаться одному. Он боится расставания с близкими. В большинстве случаев такой страх возникает при сильной привязанности к родителям, недостатке любви и внимания в неполной семье. Страх одиночества носит патологический характер, если надолго затягивается и не проходит до определенного возраста. Обычно дети в 6 лет уже могут ненадолго оставаться одни дома.

Страх смерти

В 5-6 летнем возрасте ребенок начинает бояться смерти. Это может быть связано с пережитой потерей животного или родного человека.

Страх смерти родителей

Когда ребенок испытывает данный вид страха, у него проявляется нарушение сна. Наблюдается заторможенность или чрезмерная активность.

Страх темноты

Чаще всего возникает у детей 3-6 лет. Может быть связан с полученной психологической травмой (потеря близкого родственника, развод родителей, тяжелая болезнь) или неумением ребенка отличать реальность и вымысел.

Ночные страхи у детей

Детские ночные страхи провоцируют пережитые за день неприятные события и отрицательные эмоции. Эти страхи возникают в первой половине ночи.

Ребенок вскакивает с кровати, начинает кричать, плакать, звать на помощь. При этом не стоит будить кроху, лучший способ – это обнять малыша и через 5-15 минут он успокоится и снова уснет.

Наутро ребенок обычно ничего не помнит и ведет себя как прежде.

Страх кошмарных снов

Причиной таких страхов являются болезни или сильные стрессы. Кошмары обычно возникают во второй половине ночи в фазе глубокого сна. Они сопровождаются яркими, ужасающими снами. Ребенок резко просыпается и боится уснуть. Очень часто требуется обращение к специалисту.

Страх лечения у стоматолога (дентофобия)

Такой страх распространенный среди детей дошкольного возраста. Возникает вследствие неудачного посещения стоматолога, боязни боли, страха неизвестного, недоверия врачу.

Страх сказочных персонажей

Дети могут бояться сказочных или мультипликационных героев. Родители, собственным поведением, могут вызвать страх сказочного персонажа. Например, строгая мама ассоциируется с Бабой Ягой.

Страх заболеть

Страх тесно связан со страхом смерти. Причин: внушение взрослыми страха болезней, от которых можно умереть (по словам взрослых).

Страхи войн, катастроф, нападений

Данный вид страх часто испытывают мальчики.

Страхи уколов, боли и врачей

Встречаются у дошкольников, реже – у младших школьников.

Страх наказания

Чаще всего такому страху подвергаются дети, которые никаких телесных наказаний не несут.

Страх опоздать

Ребенок нервничает, что может не успеть в нужное место и случится какое-то несчастье.

Страхи у детей дошкольного возраста

Для каждого возраста является нормой появление определенного вида страха. Если ребенок развивается нормально, то вскоре страх исчезает.
Давайте посмотрим чего же бояться дети в дошкольный период.

  • В возрасте 3–5 лет ребенок осознает, что жизнь закончится и это ведет к появлению страха смерти. Этот возрастной период могут сопровождать ночные кошмары, страх нападения грабителей, стихийных бедствий, пожара, болезни и операции, укуса ядовитых насекомых, змей.
  • Боязнь потеряться преследует детей 6-7 лет. Появляется страх сказочных персонажей (монстров, чудищ, призраков), одиночества, страх физического насилия. Возникает страх, связанный с поступлением в школу. Для ребенка это новый период жизни, поэтому возникает беспокойство.

Диагностика детских страхов

Как понять испытывает ли ваш ребенок страх? Понаблюдайте за своим малышом.

Если вы заметите за крохой нервозность, капризность, беспокойный сон или некоторые привычки (постоянно что-то теребит в руках, кусает губы), значит, малыша что-то тревожит.

В таком случае следует обратиться к специалисту, который проведет коррекционную работу детских страхов.
Диагностика детских страхов имеет цель выявить их причину. Для диагностирования применяются знакомые детям виды деятельности:

  • Рисование. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную или произвольную тему. Далее рисунок расшифровывается соответственно определенным критериям. Обращают внимание на цвета, преобладающие в рисунке, особенности тематики, как расположены фигуры. Для ребенка постарше практикуется рисование беспокоящего страха. Потом рисунок можно порвать или сжечь.
  • Сочинение сказки можно предложить ребенку от 5 лет. Предложите ребенку придумать сказку о страхе или закончить историю на самом страшном месте. Помогите ребенку сочинять. Очень важно, чтобы окончание было положительным.
  • Лепка. Эта деятельность идентична рисованию. Подходит для деток, которые не любят, не умеют или не хотят рисовать.
  • Откровенная беседа. Дети старше 4 лет способны выражать мыли. Воспользуйтесь этим и поговорите с малышом по душам. Продумайте вопросы заранее, чтобы они были понятны крохе, но не заостряйте внимания на волнующих ребенка моментах. Узнайте у крохи, боится ли он каких-то определенных предметов, снятся ли ему страшные сны, боится ли он слушать сказки. Главное морально поддерживайте малыша, положительно настраивайте.

Коррекция детских страхов

После того, как природа детского страха стала понятной, приступают к лечению и коррекции. Психологи успешно искореняют детские страхи. Для их преодоления используются определенные методы психологической коррекции.
На выбор конкретной методики работы с детскими страхами влияет возраст ребенка.

  1. Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
  2. Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
  3. Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.

Как предотвратить страхи у ребенка: рекомендации родителям

Каждый из нас чего-то боится. Будьте внимательны к своему ребенку. Многие детские страхи можно предотвратить, чтобы в будущем малыш не сталкивался с более серьезными проблемами.

  • Никогда не насмехайтесь с того, чего малыш боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте малышу время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе кроха будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешите ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте малышу возможность общаться со сверстниками, не ограничивайте его в этом.

Помните, что страхи возникают очень быстро, но вот борьба с ними займет немало времени и сил. Часто возникают ситуации, когда возникновение боязни можно было избежать, если бы родители знали как повести себя в определенной ситуации.

Если вы все же заметили, что ребенок испытывает страх, обратитесь к специалисту незамедлительно и вскоре ваш малыш избавиться от детского страха.

Детские страхи: причины возникновения и методы коррекции Ссылка на основную публикацию

Как диагностировать страхи у дошкольников

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Если взрослые умеют контролировать свои эмоции перед страхом, то дети в этом плане беззащитны. Их страх проявляется в беспокойстве или тревоге. Чаще всего это происходит из-за психологического давления окружающих, влияния родителей.

Дети сильнее взрослых подвержены испугам

Диагностика страхов у дошкольников, методики исследований которой весьма разнообразны, доказывает, что нельзя данную эмоцию игнорировать, т. к. в будущем это может сказаться на психическом состоянии личности. С одной стороны, страх выступает как защита перед многими опасностями, а с другой — провоцирует развитие психологического заболевания.

Суть диагностики

Любая методика выявления страхов у детей направлена на то, чтобы расположить их к откровенности. Дальнейшая диагностика помогает узнать не только сам страх, но и причину его возникновения.

Не всем родителям понятно, зачем с дошкольником должен общаться психолог, если у них благополучная семья, они тщательно следят, чтобы у малыша возникало как можно меньше стрессовых ситуаций. Специалисты не могут сразу выяснить наличие страхов у детей дошкольного возраста. Для их определения выясняют:

  • возможны ли какие-то отклонения невротического характера;
  • зависит ли его поведение от воспитания (в большинстве случаев от недостатка родительского внимания);
  • особенности характера.



Классификация страхов

Сравнивая диагностики детских страхов дошкольников и школьников, психологи выделили два уровня возникновения страхов:

  • естественный;
  • возрастной.

Страхи 1 уровня наблюдаются у детей до трех лет. Их можно охарактеризовать как охранительные. Малыш может испугаться громкого или неприятного звука, огромного предмета, незнакомого человека, отсутствия рядом кого-то из родителей.

Страхи возрастного уровня можно встретить у детей:

  • Младшего возраста. После трех лет страхи возникают больше всего из-за темноты, замкнутого пространства, страшных персонажей сказок или мультфильмов.
  • Приблизительно в пять лет большинство дошкольников начинают бояться смерти как своей, так и близких людей.
  • В младшем школьном возрасте, когда дети попадают в новую для себя обстановку, у них возникает еще больше страхов, главный из которых — несоответствие ровесникам.
  • В старшем школьном возрасте дети боятся непризнания окружающих и физиологических изменений в организме. В этот период дети больше всего нуждаются в психологической поддержке, т. к. их эмоциональная сторона слишком уязвима. Игнорирование взрослыми таких детских страхов приводит к снижению самооценки и неуверенности в себе.

Исследуя диагностики страхов у детей, специалисты отмечают следующий факт — страх, беспокоящий малыша дошкольного возраста, в большинстве случаев проходит на протяжении 3–4 недель. У школьников страх в основном проходит быстро.

Если страхи старшеклассников носят невротический характер, то самими опасными считаются патологические. Они являются провокаторами возникновения психических болезней в дальнейшем. Яркими их признаками являются:

  • невротические тики;
  • плохой сон;
  • регулярная агрессия;
  • тревожность;
  • сложности в общении с окружающими.

Эти страхи появляются у детей еще в младшем возрасте и основными причинами их появления считаются:

  • Стремление родителей отгородить детей от опасностей внешнего мира. У детей вырабатывается боязнь того, что во внешнем мире их ожидает что-то плохое.
  • Регулярные конфликтные ситуации в домашней обстановке;
  • Высокие требования, которые ставят для детей домочадцы. Дети пребывают в постоянном страхе, боясь не справиться с этими требованиями.
  • Авторитарное поведение в семье, где решения и правила не оспариваются. Таким детям из-за страхов перед родными тяжелее всего общаться с окружающими.



Проявление страха

Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста, дошкольного возраста заключается в определении характера данной эмоции. Если страх реальный, то малышу действительно угрожает опасность и в определенный момент сработал инстинкт самосохранения.

Если страх придуманный, и преследует человека на протяжении длительного времени, то он носит невротический характер.Такой страх еще называют свободным, т. к. он возникает в моменты, несвязанные с какой-либо опасностью.

Благодаря методикам выявления детских страхов, специалисты разделили данные эмоции на две формы их проявления:

В первом случае ребенком категорически отрицается присутствие страха, хотя родные убеждают его в обратном. Здесь они акцентируют внимание на новом, опасном и непривычном. Это могут быть:

  • страхи из-за животных;
  • опасности перед неизвестными людьми;
  • боязнь новой обстановки;
  • испуг при возникновении громких звуков.

Страхи «невидимки» — противоположность немым. Малыш боится чего-то определенного, в то время как члены семьи не понимают причины его перепуга. Например, ребенок уронил кружку и она разбилась. Он длительное время находится в напряженном состоянии в ожидании наказания, а в итоге никто даже не обратил внимания на происшествие с посудой.

Такая форма боязни указывает, что между членами семьи отсутствуют взаимопонимание и коммуникабельность. При его выявлении стоит задуматься, как изменить манеру поведения, чтобы вернуть хоть минимальное доверие малыша. Если же не предпринимать никаких шагов, и оставить все как было, то для малыша это грозит негативными последствиями психологического характера.

Часто в детских страхах присутствует какой-то элемент, вызывающий у ребенка чуть ли не панику. При этом со стороны взрослых на такую его реакцию он видит только улыбку, или даже смех.

Не следует поступать таким образом, т. к. подсознание малыша уже отметило данное эмоциональное проявление на его страх. В дальнейшем результатом такого веселья может стать его замкнутость, т. к.

он постоянно будет бояться эмоциональных проявлений.

Эффективные методики

Детская психика и страхи тесно взаимосвязаны между собой. Даже если в семье никто не замечает наличия таковых в поведении ребенка, это не значит, что такая эмоция отсутствует. Чтобы решить такую проблему, существуют разнообразные методики для выявления страхов у детей.

Основными задачами методики являются:

  • успокоение ребенка;
  • восстановление его эмоционального равновесия;
  • умение показать понимающее отношение не только к нему, но и к его страхам.

Каждая методика для выявления детских страхов по-своему эффективна. Для подтверждения диагностики и для коррекции данной эмоции специалисты могут использовать рисование, лепку, игру или простое общение. Выбор методики зависит от интересов и предпочтений малыша.

Важно, чтобы обстановка, располагающая к доверию, создавалась постепенно. В результате ребенок, не стесняясь, поделится своими страхами и реакцией ему будет не осуждение или снисходительные улыбки, а полное понимание и поддержка.

Одной из распространенных методик является «Страхи в домиках». Она позволяет выявить боязни и определить, какие из них преобладают.

Методики диагностики детских испугов

После доверительной беседы, в ходе которой выявили боязни малыша, рисуются дома красного и черного цветов. Под видом игры предлагается расселить свои страхи в нарисованные объекты.

Все страхи, которые больше всего беспокоили малыша, оказываются собраны в домике черного цвета. После этого предлагается повесить на дверь замок, сделанный или нарисованный своими руками. Такое действие успокаивает детское сознание, т. к. из закрытого дома выбраться невозможно.

Эта методика предназначена для детей старше трех лет.

Для всех детей важно внимание со стороны взрослых. Если малыш стремится поделиться с вами своими переживаниями, то его стоит внимательно выслушать и успокоить. С боязнями можно справиться, если ознакомиться с методиками и упражнениями.

Детские страхи. Диагностика и коррекция

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Название: «Детские страхи. Диагностика и коррекция» — презентация.
Сагитова Аделина
Год: 2012
Формат: презентация в формате ppt., (rar архив).
Кол-во слайдов: 21
Размер: 3,13 Мб
Качество: хорошее

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Теории страха

И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Причины страха

Причины страха (распространённые): — конкретный случай (укусила собака, застрял в лифте) — внушённые страхи — детская фантазия — внутрисемейные конфликты — взаимоотношения со сверстниками

— невроз

Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:

З. Фрейд выделяет 2 источника: 1)автоматические (в ситуациях опасности); 2)продуцированные – события, которые способствуют неудачам.
Э. Фромм: 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность: подражание, травма, система наказаний, вина.

В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих); непринятие матерью ребёнка; тревожно – мнительное воспитание; эгоцентрическое (ребенок – звезда).

Откуда берутся детские страхи. Что с ними делать? Советы психолога Игоря Романца.

Динамика страхов и тревожности

1. Беременность, роды: плод реагирует на состояние беспокойства матери. 2. Первые месяцы: отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки. 3. 1-3 года  — ночные кошмары (волк, баба-яга). 5. 5 –7 лет — страх смерти, страх войны, стихийного бедствия. 6. 7 — 11 лет — социальные страхи, например, страх двойки.

7. 11 — 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например, страх не быть самым лучшим, страх отвержения.

Критерии выявления тревоги у ребёнка:

1. Испытывает постоянное беспокойство. 2. Трудности в концентрации внимания. 3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи. 4. Раздражительность. 5. Нарушение сна.

Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

Виды страхов

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи — эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях: — консультирование; — лекции-семинары (для родителей, педагогов);

— стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов: 1­й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка. 2­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

3­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми: 1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»). 2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).

3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры:  страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.
Цели:  отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе.

Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений.

в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия.  Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.
Цели:  дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Диагностика страхов:

Методика Ч. Спилбергера, тест школьной тревожности «Филлипса» тест  тревожности Тэмпл,  Дорки, проективные методики.

Скачать презентацию «Детские страхи»:

СКАЧАТЬ

:

детские страхикоррекцияпрезентация Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям – Гармония внутри

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

19.11.2019

Диагностика детских страхов – это непременный этап, с которого начнется их коррекция и преодоление.

Этот этап тем более важен, что, как правило, дети не говорят о своих страхах, особенно это касается дошкольников и младших школьников. Поэтому в данной статье мы остановимся на методах диагностики именно у маленьких детей (а вообще эти методы, конечно, зависят от возраста).

Итак, если вы заметили у ребенка отклонения в поведении такие, как беспокойный сон, нервозность, новые привычки (грызет ногти, накручивает на палец волосы и т.п.), причуды и необоснованные капризы, то надо искать причины таких явлений.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью рисунков. Здесь выбор вариантов очень многообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на произвольную тему, можно обозначить тему (семья, школа, детский сад, друзья, мои страхи…)

Методика расшифровки детских рисунков – это не цель данной статьи, ведь формата одной статьи недостаточно для того, чтобы раскрыть все нюансы. При желании каждый родитель найдет множество источников информации по этому вопросу.

  • Здесь же хотелось бы отметить несколько моментов, на которые родителям обязательно стоит обращать внимание в рисунках детей:
  • — рисунки на безнадежные, катастрофические темы с обилием страшных монстров должны привлечь внимание родителей;
  • — если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, особняком от других людей на рисунке – это явный признак проблем с общением, боязни идти на контакт, страх одиночества;
  • — если ребенок практически ничего не рисует или делает это неохотно – это тоже сигнал к тому, что  у ребенка не все в порядке;
  • — жирные, черные линии, сделанные с большим нажимом, дырявящие лист бумаги – сигнал к тому, что ребенок пытается избавиться от чего-то, зачеркнуть, выкинуть из своей жизни;
  • — увлечение черными, серыми и коричневыми цветами также должно насторожить, потому что свидетельствует о пессимистичности и угнетенном состоянии.

Диагностика детских страхов активно использует тестовый метод.

Для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста обычно используются тесты, на вопросы которых отвечают родители.

Тесты могут быть на выявление тревожности или определение уровня самооценки, тесты об определенных видах страхов: страхе потери, о боязни новых отношений, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, конечно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби говорит о так называемых «маячках страха», которые помогут отделить страх от других эмоций.

Например, с большой точностью можно сказать, что ребенок боится, если он напряженно всматривается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А затем малыш взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы получить поддержку и защиту.

Отсутствующий взгляд, стремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У испуганного ребенка ладони становятся влажными, кожа лица бледнеет, дыхание становится частым и прерывистым.

Родителей должно насторожить, если у ребенка есть склонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войнушку», с упоением и наслаждением расстреливает игрушки.

Такие наклонности говорят о внутреннем чувстве незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти.

Если ребенок имеет привычку ломать игрушки, отрывать у них части «тела» — это также говорит о наличии определенного рода страхов – страх болезни, боязнь уколов и докторов.

Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным,  младшим братьям и сестрам.

Детские недомогания (тошнота, головная боль, боль в животе и т.п.) перед каким-либо событием (контрольная, экзамен, неприятная поездка, посещение врача) – это тоже прямое проявление страха, которое выявляется методом наблюдения.

  1. Предлагаю вам провести экспресс-диагностику методом наблюдения за ребенком в течение 3-5 дней.
  2. На листе бумаги напишите проявления тревожности и отмечайте, допустим, галочкой или крестиком, если вы наблюдали такое проявление у ребенка:
  3. — беспокойство, нервозность в течение всего дня;
  4. — лицевые конвульсии, напряжение мышц лица и шеи;
  5. — проблемы со сном или с засыпанием;
  6. — проблемы с концентрацией и сосредоточением;
  7. — капризность и плаксивость.
  8. Если вы заметили у ребенка хотя бы одно из перечисленных проявлений тревожности, необходимо провести уже более тщательную диагностику.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью специальных сказок и историй. Например, такой, как предлагает И.В. Самойленко:

Сказка «Бельчонок». В дупле одного большого и высокого дерева жила-была беличья семья: папа, мама и сынок-бельчонок. Однажды налетел сильный-пресильный ветер и вся беличья семья выпала из дупла. Папа на лету ухватился крепкими лапами за крепкий сук и взобрался на дерево. Мама ловко зацепилась за ветку пушистым хвостом. И только маленький бельчонок скатился вниз на землю.

  • Вопрос: что стало с бельчонком?
  • Детские ответы, соответствующие норме, будут следующего характера:
  • — он тоже забрался на дерево;
  • — он испугался, но быстро забрался к маме;
  • — он испугался, но быстро забрался к папе;
  • — бельчонок позвал на помощь маму и папу, и они помогли ему снова забраться на дерево.
  • Ответы, которые должны насторожить:
  • — бельчонок ударился об землю и умер;
  • — бельчонок остался один на земле и умер от холода (голода);
  • — о бельчонке все забыли;
  • — бельчонка утащили волки (лиса, медведь…);
  • — бельчонок так и остался на земле, потому что он еще маленький и слабенький.
  • Ответы показывают, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок опасается, чего ему не хватает в семье.
  • Вы можете сами придумать какую-нибудь подобную историю и поговорить с малышом о ней.
  • Диагностика детских страхов может быть проведена и путем задавания конкретных вопросов:
  • А ты боишься спать один в комнате?
  • А страшные сны тебе снятся?
  • Ты боишься ездить на лифте?
  • Летать на самолете?

А Бабу-ягу ты боишься? и т.д.

Внимательные и чуткие родители всегда смогут заметить у ребенка тревожное состояние, а вовремя проведенная диагностика детских страхов поможет с ними справиться без огорчительных последствий.

Источник:

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

  • Данная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.
  • Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

  • Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.
  • Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Инструкция по проведению: Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

 (Список страхов можно скачать внизу материала) (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Особенности проведения тестирования.

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов доступна для скачивания

Источник:

Методы диагностики тревожности детей дошкольного возраста

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша.

Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.