Перцептивная способность

Содержание

Перцептивные действия — это… Формирование и развитие перцептивных действий

Перцептивная способность

Изучению феномена восприятия человеком окружающего мира посвятили свои труды многие психологи, физиологи, философы.

Данные этих исследований предлагают тщательно изучать особенности перцепции каждого человека.

От качества перцептивных действий индивидуума зависит способность «врастания» в социум, успешность в любом виде деятельности. Каждое новое открытие в этой области дает поводы для новых гипотез и исследований.

Значение перцепции

Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств.

Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители.

В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.

Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.

Свойства перцепции

Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.

Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.

Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.

  1. Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
  2. Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).

  3. Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
  4. Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
  5. Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
  6. Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека.

Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта.

Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Структура перцептивного действия

Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.

Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:

  • Сознательно выделить значимую для него информацию из множества поступающей через чувственные каналы.
  • Преобразовать ее в соответствии с собственными задачами деятельности.

Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.

Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.

Различение — формируется перцептивный эталон.

Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.

Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.

Когда и как формируются перцептивные навыки

Развитие перцептивных действий гарантирует человеку полноценное познание окружающего мира и максимальное приспособление к нему. Чувственное восприятие предметов, действия с ними, наблюдения расширяют и совершенствуют, пополняют личный опыт индивидуума.

Формирование перцептивных действий начинается у детей в 2-3-летнем возрасте. Старший дошкольный возраст и школьный в этом отношении — особо важные периоды. Развитие перцептивных действий детей происходит в условиях специально организованных систематических и последовательных занятий в детском саду и в школе.

Дети под руководством воспитателей и школьных учителей открывают для себя предметный мир, знакомясь с различными объектами и их свойствами, учатся анализировать их, выделять наиболее значимые, которые становятся сенсорными эталонами.

Они дополняются системой двигательных, или моторных, навыков, что обеспечивает ребенку всестороннее «открытие мира».

Моделирование (рисование, ручной труд, игры со строительным материалом) позволяет преобразовывать мысленные образы в реальные.

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания.

Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка.

Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Перцептивные способности – это что такое?

Перцептивная способность

Тема взаимоотношений учителя и ученика имеет древние корни. Размышления философов на эту тему приведены в кратких афоризмах: «когда готов ученик, является учитель» и «коротко учение о людях, но длинно познание».

Оба высказывания подразумевают готовность к полному восприятию учителя или людей (точной интерпретации невербального общения). Развитие перцептивных способностей происходит по определенному сценарию.

Их учет, как правило, помогает во многих жизненных ситуациях найти общий язык с окружающими, а в случаях профессиональной деятельности специалистов, сфера воздействия которых лежит в области «человек – человек», повышает компетентность и успешность.

Значение термина

Слово “перцепция” (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией.

Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу.

Он подразумевал под термином “перцепция” «неясные впечатления» в противовес апперцепции – ясному осознанию восприятия.

В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:

  • предметность;
  • аперцептивность;
  • контекстность;
  • осмысленность;
  • структурность.

Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.

В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению.

Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности).

Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.

Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.

Программы и методики развития

Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:

  • комплексы для детей (и взрослых) с проблемами в развитии;
  • для детей (и взрослых) с нормальным развитием;
  • для одаренных.

В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.

Социальная значимость навыка

Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности.

Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками.

Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.

Общение – процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.

На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире круг общения детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.

Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).

Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Пол Экман. Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.

Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности

Люди, работающие в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, учениками, потребителями. В их профессиональной деятельности развитые перцептивные способности – это ключ к успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональной стезе.

Огромную роль развитое восприятие состояния собеседника играет и на межличностном уровне общения.

Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям.

Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.

Развитое восприятие собеседника важно иметь каждому человеку, но механизмы и принципы использования этой способности будут разниться у всех представителей общества.

Родители

Перцептивные педагогические способности – это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова).

Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени.

Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.

В период раннего детства именно папа с мамой являются примерами для подражания и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений.

До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику.

Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей – благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения.

Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все – мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

Перцептивные способности педагога – это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

Учителя

Перцептивные способности учителя – это умение:

  • воспринимать психологическое состояние ученика;
  • держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
  • дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
  • оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Все перечисленные умения – это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

  • профессионально-личностные;
  • профессиональные знания;
  • профессиональные умения;
  • активная педагогическая позиция;
  • опыт творческой деятельности.

Ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога – это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование и развитие перцептивных способностей начинается в раннем детстве. Обусловлено это адаптацией ребенка к окружающему миру и потребности в развитии (которого не существует без коммуникации).

Дети-Маугли служат тому подтверждением. Поскольку они были помещены в среду волков, то выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Это «подражание» запускало более сложные биологические и психологические механизмы, которые в итоге не позволяли детям стать полноценными людьми и сокращали жизнь до продолжительности жизни волка.

Этот пример заставляет задуматься о значимости окружающей обстановки (эмоциональной, материальной, сенсорной и т. д.), в которой находятся дети. Ведь в детстве перцептивные способности – это «двигатель» развития ребенка.

Подростки

С возрастом роль точности и комплексности восприятия только возрастает, а структура – усложняется. Поэтому ведущей деятельностью подростков является не учение, а общение (кладезь для развития перцептивных способностей).

Игнорирование значения коммуникации для тинейджеров взрослыми недопустимо. Это период кропотливой огранки «алмаза» под названием «общение».

Таким образом, подросток познает себя, производит «инвентаризацию» внутреннего мира и завершает формирование «Я-концепции».

Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека

В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов.

Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса.

Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.

Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей.

В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия.

Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».

Заключение

Перцептивные способности – это своеобразное умение «читать» собеседника, и путь развития и совершенствования измеряется от собеседника к собеседнику на протяжении всей жизни. А на жизненном пути не бывает случайных идей, людей и спутников. Как любил повторять герой одного мультфильма: «Случайности не случайны».

Перцепция в психологии

Перцептивная способность

Определение 1

Перцепция – это когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций. Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией.

Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни. Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.

Перцепция — это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы.

Таким образом, перцепция — это своеобразная форма сенсорного отображения.

Характеристики и свойства перцепции

Данный процесс имеет такие основные показатели:

  • определение отдельных параметров;
  • тактичная абсорбция данных;
  • образование точного чувственного образа восприятия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Перцепция находится в тесном сотрудничестве с логикой, мышлением, вниманием и памятью. Она определяется стимулированием индивида и имеет эмоциональной окрас конкретного типа.

Замечание 1

Основными характеристиками перцепции выступают: структурность, апперцептивность, вещественность, контекстность, рациональность, осознанность.

Факторы перцепции

Факторы перцепции делятся на два типа:

К внешним факторам относятся: насыщенность, размер, новизна, противоположность, цикличность, движение, различимость, определяемость

К внутренним факторам перцепции относятся:

  1. стимулирование, состоящее в визуальном рассмотрении индивидом всего важного и значимого для нее, того, в чём она нуждается;
  2. установки личностного восприятия, когда ожидания человека сводятся к тому, чтобы увидеть то, что было рассмотрено раньше в идентичной ситуации;
  3. опыт, открывающий возможности восприятия того, что уже знакомо, изучено в течение жизнедеятельности, как самой личностью, так и другими людьми;
  4. специфика характера личности, отражающая индивидуальную специфику восприятия. Каждый человек обладает различным характером, имеет разный темперамент, что приводит к разному взгляду на одни и те же вещи, их разному восприятию;
  5. восприятие собственной личности. У каждого человека имеется своя призма восприятия, отражающая свой воспринимающий механизм.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Широко применяется в психологии понятие разновидности нашего восприятия – социальная перцепция.

Определение 2

Социальная перцепция – это осознанное восприятие, принятие и адекватное оценивание собственной личности, других людей, иных объектов общества.

Этот термин был введен в научную практику в 1947 году психологом Д. Брунером. Внедрение в психологию данного термина открыло ученым возможности иного взгляда на проблемы и задачи людского восприятия. Являясь социальным существом, человек выступает субъектом реализации разнообразных социальных отношений, разного качества и количества.

Социальные свойства присущи каждой личности. Именно в социальной среде человек становится личностью. Прохождение процесса социализации является важным этапом развития и формирования основных духовно-нравственных свойств.

В процессе своей жизнедеятельности происходит постоянное построение коммуникативных связей различных типов. Характер этих взаимоотношений зависит личностного восприятия личности объектов социального мира.

Положительное или отрицательное отношение индивида к людям, находящимся в его окружении определяется его восприятием и проведением оценки партнёров по коммуникации. Выделяют три основных формы проявления социальной перцепции:

  • восприятие человеком. Реализуется, посредством создания образа восприятия окружающих людей на основе их внутренних и внешних свойств;
  • восприятие членами группы. Происходит оценка того социального коллектива, в котором состоит индивид;
  • групповое восприятие. Оно связано с оценкой качеств членов группы и восприятием других групп и их членов.

Восприятие начинается с оценки личности внешнего облика объекта. Как говорится, «встречают по одежке». Только потом происходит восприятие объекта по его внутренним параметрам т.е. проводится оценка модели его поведения. На основании проведенной внутренней и внешней оценки, личность воспринимает объект определенным образом и строит с ним соответствующую восприятию коммуникативную связь.

Важное значение имеет первое впечатление, произведенное человеком. Очень часто оно оказывает решающее влияние на развитие дальнейших отношений. Люди обращают внимание на приветливость личности, ее эмоциональный настрой, мимику, жесты. Если человек улыбается, то он уже располагает к себе и обеспечивает переход на следующий этап построения коммуникативной связи.

Выделяют три основных критерия, определяющих восприятие человека и формирование первого впечатления о нем:

  1. Показатель превосходства. Если человек имеет превосходящий уровень развития в каком-то направлении, оценивающей личности, то он может восприняться ею, в качестве превалирующего и в иных областях. Оценка своих свойств претерпевает, в этом случае, изменение. Такое восприятие свойственно для людей, имеющий заниженную самооценку. Это приводит к тому, что они через чур доверяют мнению окружающих и, даже полагаются на него в критических ситуациях, независимо от своего негативного отношения к данному субъекту.
  2. Показатель привлекательности – это специфический фактор социальной перцепции, посредством которого проводится анализ достоинств членов социальной группы. В этом процессе происходит акцентирование внимания на оценке внешних свойств, а психологическим и иным внутренним качествам не уделяется должное внимание.
  3. Показатель отношения – базируется на ответном восприятии личностью социального субъекта, отражающим отношение субъекта к нему. Такой процесс восприятия может иметь, как положительные, так и отрицательные последствия. Отрицательные последствия проявляются в том, что при положительном отношении и дифференциации жизненной позиции, личность начинает переоценивать свойства окружающих людей, придавая им положительные качества, которые на самом деле такими не являются.

Механизмы социальной перцепции

Перцепция характеризуется специфическими особенностями практической реализации её механизмов.

Рисунок 1. Механизмы социальной перцепции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными механизмами социальной перцепции выступают:

  • стандартизация, опирающаяся на развитие устойчивой модели или четкого представления об определенных людях, процессах, ситуациях и явлениях, характерных для каждого члена социального коллектива, представителем которого является данная личность;
  • отождествление, проявляющееся в интуитивном распознавании и познании личности или социальной группы в коммуникативной ситуации, при которой происходит проведение сравнения или проведение параллели внутреннего состояния сотоварищей;
  • эмпатия, заключающаяся в эмоциональном сочувствии окружающим, умении понимать и принимать других личностей, посредством оказания им эмоционального содействия и внедрения в их личностные чувства и переживания;
  • рефлексия, то есть организация процесса самопознания с помощью системы взаимоотношений с другими людьми;
  • отклонение – ориентация процесса познания другой личности за счет наличия позитивного устойчивого чувства;
  • установление причинно-следственных связей, проявляющийся в построении прогнозов чувственной стороны и действий людей, находящихся в зоне ближайшего окружения.

Рисунок 2. Механизмы социальной перцепции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенностью реализации процесса межличностного познания является проведение оценки, имеющихся свойств физиологического характера и специфики поведенческих реакций.

В этой связи социальная перцепция находится в зависимости от эмоций, мотивов, мнений, установок, недоверчивости, предвзятости обоих участников коммуникативной связи.

В социальной перцепции встречается также субъективный мониторинг другой личности. Перцепция — является непростым устройством психологического взаимодействия личности и объекта ее восприятия. Такое взаимодействие осуществляется на основе большого количества факторов, воздействующих на реализацию данного процесса.

Технология развития перцептивного восприятия

В психологии выделяют разнообразные методы развития социальной перцепции. Одним из популярных методик выступает концепция психолога Экмана.

Им было предложено начинать восприятия личности, путем сосредоточение внимания на трех приоритетных областях человеческого лица. Это: лоб, нос и подбородок.

Концентрировать внимание именно на них, необходимо потому, что они отражают такие эмоциональные состояния, как гнев, грусть, страх и отвращение.

Если научиться правильно воспринимать мимику, то можно получить более полное представление о личности, поняв какие чувства и эмоции она испытывает в различных ситуациях.

Психология активно применяет эту технологию, поскольку она позволяет упростить построение системы коммуникации с лицами, имеющими психические отклонения, проблемы в развитии.

Применение данной технологии перцепции требует учета внешних и внутренних факторов: возрастных особенностей, эмпирические навыки, специфические свойства личности.

Перцептивные действия – это… Формирование и развитие перцептивных действий

Перцептивная способность

Изучению феномена восприятия человеком окружающего мира посвятили свои труды многие психологи, физиологи, философы.

Данные этих исследований предлагают тщательно изучать особенности перцепции каждого человека.

От качества перцептивных действий индивидуума зависит способность «врастания» в социум, успешность в любом виде деятельности. Каждое новое открытие в этой области дает поводы для новых гипотез и исследований.

Перцептивные способности и действия: что к ним относится в психологии, суть кратко

Перцептивная способность

Один из важнейших источников познания окружающего мира – его изучение при помощи органов чувств. Научное название этого явления – перцепция. Известно, что основы перцепции, то есть чувственного восприятия, закладываются у человека еще в то время, когда он находится в материнской утробе. С возрастом перцепция начинает играть все большую роль в мировоззрении и формировании картины мира.

Чувственное восприятие мира помогает людям правильно оценивать обстановку

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Перцепция в философии

Воображение — что это в психологии, определение

Перцепция в психологии это определение довольно узкое. В философии перцепция – это, прежде всего, отношение к окружающему миру во всех его проявлениях. Таким образом, данной науке характерна более обобщенная концепция. Согласно основным философским учениям, человек воспринимает мир через призму многогранных чувств и ощущений.

Определение, плюсы и минусы

Рефлексия — что это в психологии, определение

Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки.

Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие.

Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия.

Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход.

Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители.

Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения.

В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания.

Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Социальная перцепция

Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.

Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:

  • внимательно относиться к окружающим;
  • стараться замечать важные детали;
  • воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.

Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.

Понять другого человека поможет интенсивное общение

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

  • мышление при помощи стереотипов:
  • рефлексивные механизмы;
  • эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
  • идентификация человека с каким-либо типом личности.

При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.

Эффекты социальной перцепции

Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.

Проявления в отношениях с окружающими 

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью.

Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности.

В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога.

Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир.

В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.