Профессиональные заболевания музыкантов, танцоров и художников

Содержание

Профессиональные заболевания студентов художников и архитекторов

Профессиональные заболевания музыкантов, танцоров и художников

В статье приведены результаты исследования профессиональных заболеваний, состояния здоровья и особенностей физической активности студентов художников и архитекторов 1, 2 и 3-х курсов Института Архитектуры Строительства и Дизайна.

Установлено, что увеличивается количество девушек и юношей с профессиональными заболеваниями. Выявлено, что каждый 2 студент имеет проблемы с осанкой.

Большая часть опрошенных респондентов считают, что производственная гимнастика должна являться неотъемлемой частью учебных будней.

К профессиональным болезням относятся заболевания, обусловленные воздействием неблагоприятных факторов производственной среды.

Поэтому профессиональные заболевания, обусловленные перенапряжением отдельных органов и систем, встречаются достаточно часто и требуют своевременной диагностики и проведения лечебно-профилактических мероприятий [1].

Проблема сохранения здоровья студенческой молодежи в настоящее время приобретает все большую актуальность. Причинами ухудшения здоровья могут быть разные факторы, в том числе и неправильное отношение человека к своему здоровью [2].

В настоящее время рост числа студентов, направляемых для занятий физической культурой в специальные медицинские группы, определяет и складывающуюся тенденцию к расширению средств и методов лечебно-профилактического характера, в частности производственной гимнастики для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности занимающихся в этих группах, предупреждения последствий патологического процесса [3].

Производственная гимнастика заключается в оздоровительном эффекте, в улучшении функциональных показателей физического развития и физической подготовленности при систематическом применении в снижении нервно-психического напряжения. Осложняет проведение производственной гимнастики ограниченность во времени, выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, в рабочей одежде и т. д.

Изучить состояние здоровья студентов учебных групп архитекторов и художников 1,2 и 3 — х курсов.

Материалы и методы

На базе Иркутского Национального Исследовательского Технического Университета было проведено анкетирование студентов 1,2 и 3 курсов, учебных групп художников и архитекторов. В опросе приняли 89,6% девушек (45 человек) и юношей — 10,4%(5человек).

Средний возраст исследуемых составил 18 лет — 33,6 % (15 человек), 19 лет — 32,7% (16 человек,20 лет — 26,5% (13 человек).

Анкета состояла из вопросов, условно разделенная на блоки: группа здоровья, рабочее положение и промежуток времени в котором они находятся, заболевания и болевые ощущения и другое. Вопросы имели несколько вариантов ответов.

Студенты выбирали один или несколько вариантов, которые в большей степени соответствовали их мнению. С целью получения сведений о принадлежности студентов к группам здоровья и желанию делать производственную гимнастику.

Результаты исследования

В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты.

Большая часть опрошенных относится к основной группе 58,8% (30 человек), в спец А — 33,3%(17 человек) и в спец Б — 7,9% (3 человека) (рис.1)

Рисунок 1. Группа здоровья

СтудентыОсновная группа (58%)Спец А (34%)Спец Б (8%)
Архитекторы54%(27 человек)16%(8 человек)4%(2 человека)
Художники4%(2 человека)18%(9 человек)4%(2 человека)

Результаты анкетирования показывают, что во время длительных занятий за мольбертом 24 человека (48%)испытывают усталость, иногда 19 человек (38%) и 6 человек (12%) ответили нет. (рис.2) Причинами хронической усталости могут быть эмоциональные перенапряжения, стрессы, изменение активности, болезни.

Рисунок 2. Соотношение художников и архитекторов

На вопрос «В каком положении Вы находитесь во время учебных будней?»студенты — архитекторы ответили, что во время учебных занятий находятся в положении -сидя, а студенты-художники — в положении стоя, что составляет 58%(29человек) студенты-архитекторы и 42%(21 человек) студенты художники (рис.3)

Рисунок 3. Положение во время занятий

При этом больше половины опрошенных — 58%(29 человек), занимая данное положение устают в течении первых 3 — х часов. (рис.4)

Рисунок 4. Промежуток времени в котором находятся студенты в своем положении

У 75,5% опрошенных молодых людей имеются проблемы с осанкой, с суставами (23,5%) и плоскостопием (41,2%)(рис.5)

Рисунок 5. Заболевания, имеющиеся у студентов, выбрав не более 3-х вариантов

По результатам опроса 76% респондентов имеют проблему с осанкой и плоскостопием 40 %

В следствии чего у студентов во время учебы наблюдаются болевые ощущения в области спины (74,5%), шеи (53,2%) и плеч (40,4%), свидетельствующие о длительных нагрузках во время учебных будней (рис.6)

Рисунок 6. Болевые ощущения, возникающие во время учебной деятельности

Результаты исследований позволяют отметить, что увеличивается количество студентов, желающих проводить производственную гимнастику во время занятий, что составляет 46%, из них студенты-архитекторы — 38% и студенты-художники — 8%.

Рисунок 7. Хотелось Вам делать производственную гимнастику?

Проведенные исследования показывают, что 58,8% опрошенных студентов относятся к основной группе по физической культуре. Около 34% респондентов испытывают усталость во время длительных занятий за мольбертом, занимая свое положение, несмотря на болевые ощущения в области спины — 74,5% и шеи — 53,2%.

В ходе исследования было выявлено, что 46% респондентов «за» проведения производственной гимнастики во время занятий.

Выводы

Проанализировав данные анкетирования выяснилось, что здоровье студентов Института Архитектуры, Строительства и Дизайна в процессе обучения ухудшается. Основным фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье, является длительные занятия за мольбертом в одном положении. Это подтверждает необходимость проведения производственной гимнастики во время учебных будней.

Рекомендации

  1. Делать перерывы каждые 30-40 минут.
  2. Делать производственную гимнастику, людям, испытывающим болевые ощущения в области спины, шеи и др.
  3. Соблюдать правильный режим дня.

Профессиональные заболевания рук

Профессиональные заболевания музыкантов, танцоров и художников

На ранних стадиях

Утомляемость рук. Слабость пальцев. Неудобство, неловкость, отсутствие хорошего контакта с инструментом.

Плохое владение звуковыми градациями; отсутствие звучащего пиано (часто ссылки на «плохой инструмент», на то, что «вот только что дома все звучало», страх, внутренний зажим перед взятием тихого звука) и хорошего, полного форте.

Жалобы на то, что руки «не слушаются», техническая беспомощность. Нервозность. Раздражительность. Неуверенность. Нарушение дыхания.

Острое состояние

Острые, режущие боли в суставах в предплечье, в мышцах плечевого пояса, онемение, дрожь рук. Боли в позвоночнике (шейный, поясничный отделы). Холодные руки.

В начале боли появляются во время игры на инструменте (при неудобных поворотах, при игре определенных видов техники; при игре произведений, требующих большой технической выдержки).

В дальнейшем возникают сильные, не проходящие ни на минуту боли, усиливающиеся ночью. Нарастает тревога, усиливается нервозность, доходящая до отчаяния. Возможны нервные срывы.

Наиболее типичные проявления профессиональных заболеваний, отмечаемые специалистами.

Общая расслабленность всего тела. Вялые, разболтанные движения. У баянистов — свисающий локоть правой руки, отсутствие опоры на ноги. Отсутствие целостности, единства, взаимосвязи между всеми частями тела: от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног.

Отсутствие связи между слухом и мышечными ощущениями: исполнитель не слышит то, что реально звучит под его пальцами. Нередко, стремясь к самовыражению, начинает петь, мычать, делать множество лишних, движений корпусом, стремясь как-то передать обуревающие его эмоции.

При обследовании рук и спины могут обнаружиться уплотнения в мышцах, контрактуры, малоподвижность частей тела, гигромы лучезапястных суставов.

Традиционные способы лечения профессиональных заболеваний

1. Медицинские рекомендации

При обращении к врачам: гипс, полный покой (в острых стадиях). Диагнозы: тендовагиниты, бурситы. При облегчении болей — тепловые процедуры: электрофорез, парафин, грязи, прогревающие компрессы, ванночки и пр.

Все это может дать, но может и не дать облегчения. Однако, даже если удается снять боли, то при игре на инструменте они как правило возобновляются.

Это вполне естественно, ибо исполнитель, начиная играть, возвращается к неверным ощущениям, которые и послужили причиной заболевания.

2. Рекомендации, распространенные в музыкальной педагогике

Нередко — самое простое: Слабые пальцы? Держи их крепче, поднимай выше, играй медленно и громко. Ты просто мало занимаешься. Надо поиграть гаммы, этюды, упражнения и вообще заняться техникой. Неудобно? Старайся приспособиться. Главное — звуковая цель, художественная задача.

Ты совершенно себя не слышишь! У тебя же ничего не звучит! Послушай, как это должно быть при этом педа­гог сам показывает ученику великолепный образец исполнения данного фрагмента.

Ученик же, у которого вследствие начинающегося заболевания уже нарушены связи между слухом и мышечными ощущениями, окончательно убеждается в своей полной несостоятельности и бездарности, ибо просто не может передать пальцами то, что слышат уши и чувствует сердце.

При появлении болей: заболели руки? Плохо, очень плохо (вариант: ничего, не волнуйся). Ты зажат. Нужно освободиться. Расслабься, пожалуйста, попробуй встряхнуть руки, покачай ими.

Особое внимание при этом обращается на кисть: освободи кисть, расслабь ее. Дается серия «освобождающих» движений кистью: вверх, вниз, вращения и т.д..

Кисть при этом работает изолированно от вышележащих частей руки.

профессиональных заболеваний рук музыкантов

1. причина любого профессионального заболевания.

Основная причина любого профессионального заболевания в нарушении целостности, единства, гармонии внутри двигательной системы исполнителя, в которой задействовано по сути дела все его тело, начиная с кончиков пальцев рук и кончая концами пальцев ног.

2. Следствия разрушения целостности двигательной системы исполнителя.

Нарушается природный баланс всех составляющих этой системы: нередко активную, тяжелую работу начинают выполнять слабые мышцы и связки, в то время как сильные, крупные мышцы выключаются из работы, бездействуют.

Тело человека перестает действовать как хорошо дифференцированное целое, в котором обеспечено взаимодействие и соподчиненность всех его частей, их гармоничная работа, в процессе которой обеспечивается полнейшая проводимость нервных путей от периферии к мозгу и обратно, а также хорошее кровообращение.

3. Контрактура, как результат нарушения природного баланса

В результате разбалансировки двигательной системы, нарушения кровообращения и проводимости нервных путей в мышцах рук исполнителя возникает тот источник всех бед, тот корень различных заболеваний рук, который именуется контрактурой: стойкое сокращение одной из мышц, чаще всего это мышца плеча, кото­рая оказывается сведенной постоянной судорогой. Парадоксальным фактом является то, что болевые ощущения возникают не на месте контрактуры, а в самых различных частях руки — в предплечья, запястье, отдают в спину, шею и т.д. Именно в результате контрактуры, возникшей в мышце плеча, появляются гигромы (шишки) на запястье, тендовагиниты и другие заболевания.

Стоит избавиться от контрактуры, убрать ее, как исчезают через несколько дней ганглии (которые во всем мире давят и режут), прекращаются боли, проходят опухоли, оживают вялые, безвольные мышцы; восстанавливается слухо-мышечный контакт.

У сведенной контрактурой мышцы уменьшается натяжение обвивающих ее нервных волокон (мышечных веретен). Появляется проводимость через нее нервных от нейронных слуховых и эмоциональных систем к пальцам и обратных сигналов от пальцев к мозгу.

При избавлении от контрактуры, рука исполнителя снова становится органом речи, он получает возможность свободно выражать на инструменте образный строй исполняемого им произведения.

4. Освобождение от контрактуры

Происходит без инструмента, путем расправления сведенной контрактурой мышцы, возвращения ее в рабочее состояние. Метод работы — сравнение больной руки ученика и здоровой педагога, имитация педагогом напряженного состояния судорожно сокращенной мышцы. Важно полное доверие между педагогом и учеником, и понимание ситуации (бывает сложно убедить музыканта в истинной причине его заболевания).

Вся дальнейшая работа направлена на то, чтобы собрать организм ученика в единое целое.

Здесь существенными является целый ряд моментов, которым придается чрезвычайно большое значение:

1. Воспитание мышечного тонуса.

Широко используются приемы мобилизующие, тонизирующие аппарат, способствующие его предварительной настройке. Тонический фон движения обеспечивает необходимую быстроту приспособления к выполнению данной задачи. Самое же главное — хороший мышечный тонус помогает ощутить свой организм как единое целое.

2. Тонус мышц спины

Нередко вялые, аморфные мышцы спины, плохая осанка, сутулость приводят к сближению, как бы оседанию друг на друга, а иногда и к смещению позвонков. При цельном ощущении спины, при упругом мышечном каркасе, хорошей осанке улучшается нервная проводимость в позвоночнике (позвоночник представляет собой многожильный нервный кабель), улучшается дыхание и кровоснабжение организма.

3. Крупные, объединяющие движения мышц плечевого пояса и спины.

Мышцы эти активны, находятся в хорошем тонусе и направляют точную, дифференцированную работу пальцев. Руки не должны прикасаться к корпусу. Любое движение начинается от подмышки, под которой всегда ощущается «сквознячок» (Выражение К.Н.Игумнова). Движение «от подмышки» — микроскопическое, не видное глазу, но ощутимое исполнителем.

4.Собранность запястья.

Это — очень важный момент. Запястье должно находиться на одном уровне с пястно-фаланговой частью руки и образовывать с ней одно целое. Как только кисть безвольно повисает, так связь, проводимость между пальцами и крупными мышцами плеча нарушается. В результате — мелкие мышцы пальцев, нежные, тонкие мышцы запястья и предплечья начинают выполнять непосильную для них нагрузку.

5. Кончики пальцев чувствуют непосредственный контакт с инструментом; кончики пальцев говорящие и чувствующие.

Воспитание мышечного ощущения

Недаром Сеченов назвал мышечные ощущения «темными». Человеку действительно очень трудно чувствовать состояние своих мышц. Оно с трудом поддается самоконтролю. В то же время для музыканта-исполнителя чрезвычайно важно чувствовать свои мышцы.

Именно идеомоторное, внутренне мышечное ощущение, связанное со слуховым представлением и дает исполнителю возможность активно управлять своим аппаратом, превращая его в своеобразный орган речи.

Между тем, большей частью, ученики и педагоги заняты внешней формой движения (не случайно движения учеников часто бывают похожими на движения их педагогов), что и дает чисто внешний эффект.

Передать то или иное мышечное ощущение возможно лишь с помощью непосредственного контакта между рукой ученика и педагога (педагог на собственном примере показывает различные мышечные состояния руки).

О самоконтроле

Необходимый момент — закрепление новых ощущений путем самоконтроля. Важно, чтобы новые ощущения не стерлись в памяти, ибо новые связи еще не закрепились. Новые ощущения необходимо контролировать долгое время, пока они полностью не автоматизировались. Старые рефлексы очень прочны и, при ослаблении контроля, могут вернуться. Корректировать себя нужно не только за инструментом, но и в быту.

Об исполнительском музыкальном слухе

Это интересная и нетрадиционная формулировка. Исполнительский слух — это прежде всего слух, в котором задействованы связи (как прямые так и обратные) между мышечными ощущениями и слухом. Исполнительский слух — это слух, неразрывно связанный с тактильными (кожно-осязательными) и кинестетическими (мышечно-двигательными) ощущениями.

Хорошее мышечное чувство, тонкие и разнообразные тактильные ощущения оказывают благоприятное воздействие на слух и эмоциональное восприятие. Естественно, что и хорошее слуховое восприятие стимулирует двигательную сторону игры.

Однако, то большое внимание, уделяемое обратным связям и развитию слухо-мышечных ощущений, свидетельствует о новом подходе к проблеме исполнительства и педагогики.

С.М.Фролова, редакция И.Э.Сафаровой.
Наиболее типичные проявления профессиональных заболеваний рук

книги В.А.Гутерман «Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук»С.М.Фролова. В.А.Гутерман и ее метод——————————— 3Вместо предисловия ———————————————————10О гармонии движений и принципе контекста—————————25«Злодейка-мышца» (о мышечном парадоксе) ————————-37О роли мышечного чувства в работе музыканта-исполнителя —-39О тонусе ————————————————————————46О самонаблюдении и самоконтроле ————————————-52Об исполнительском слухе ————————————————61ПриложенияВ.А.Гутерман. О физиологической стороне исполнительства ——————76С.М.Фролова. Некоторые моменты психологии исполнительства————81

Список используемой литературы ————————————————— 88

источник : http://all-2music.com/guterman_tezisy.html

Профессиональные болезни творческих людей. Обратная сторона жизни артиста

Профессиональные заболевания музыкантов, танцоров и художников

Многие родители мечтают, чтобы их дети стали известными певцами, музыкантами, танцорами. При этом мало кто задумывается, что успешные исполнители ежедневно занимаются по 8-10 часов, начиная с раннего детства. Часто артисты жертвуют не только досугом, но и здоровьем.

Заболевания творческих людей могут привести к тому, что человеку придется оставить карьеру. А переквалифицироваться быстро и эффективно могут далеко не все. Сегодня мы расскажем, что такое обратная сторона жизни артиста. Для этого назовем расстройства, которые портят жизнь работникам сцены. Также отметим натуральные средства, которые помогут избежать профессиональных заболеваний.

Профессиональные болезни музыкантов

Существуют данные научных исследований, согласно которым во всем мире более половины музыкальных исполнителей страдают различными недугами. Естественно, что в первую очередь страдают руки.

Итак, назовем основные профессиональные болезни музыкантов: бурситы, периартриты, эпикондилиты, ганглии, миозиты. Многих талантливых пианистов мучают тендовагиниты. Кстати, такое заболевание было у известного композитора начала 20 века С.

Скрябина, который начинал свою карьеру как исполнитель.

Когда ему было 17 лет, он играл произведение Шумана в Москве. Во время концерта «переиграл» правую руку. По этой причине у юноши стали возникать мышечные спазмы, сопровождавшиеся сильной болью. В итоге к 20 годам пианист лишился возможности исполнять произведения, что угрожало едва начавшейся карьере. Вдобавок знаменитый врач Г.А. Захарьин сказал Скрябину, что его рука уже не восстановится.

Неудивительно, что из-за своего недуга гениальный музыкант сильно переживал и даже подумывал о самоубийстве. Данная ситуация заставила его пересмотреть свою жизнь. Несмотря на неутешительные прогнозы медиков, болезнь отступила, и музыкант смог закончить консерваторию.

Добавим, что от подобных расстройств страдали Р. Шуман, С. Рахманинов, С. Танеев и ряд других известных людей. В конце 19 века профессиональные болезни среди музыкантов стали настолько частым явлением, что возникла необходимость в изменении методики преподавания. Также были разработаны способы профилактики заболеваний творческих людей.

Нужно сказать и о таком виде расстройств, как профессиональная дискинезия, которую называют еще координаторным неврозом или писчим спазмом. Этот недуг чаще всего встречается у представителей тех профессий, где нужно выполнять высококоординированные движения в кисти.

При этом выполняется большое количество стереотипных движений за смену. Это особый неврологический синдром, который сопровождается расстройством моторики руки. В частности, человеку с профессиональной дискинезией становится трудно писать и выполнять другую тонкую работу.

Обычным явлением среди музыкантов являются различные невралгии плечевого сплетения. Сюда же следует отнести невромиалгии, невромиозиты, невротендомиозиты.

У тех исполнителей, кто играет на духовых инструментах, развиваются другие патологии.

В советское время проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что час игры на трубе равен по уровню нагрузки труду рабочего, который разгружает уголь.

Не случайно, что в Государственной Думе подняли вопрос о том, чтобы приравнять вокалистов и духовиков к артистам цирка. Это даст им возможность получать звания заслуженных и народных раньше, чем это происходит сейчас.

Музыканты духовой секции часто сталкиваются с такой неприятной проблемой, как эмфизема легких. Также из-за длительного внутрибрюшного давления, которое возникает у трубачей, ухудшается отток крови из вен нижних конечностей.

В свою очередь это может привести к варикозному расширению вен. Длительное стояние, которое является нормой для духовой секции, является дополнительным вредным фактором.

В итоге после 40 лет у значительной части трубачей развиваются проблемы с венами.

Чтобы избежать профессиональных болезней, музыкантам рекомендуется в перерывах между выступлениями выполнять физические упражнения для лучшей циркуляции крови. Также полезно заниматься плаванием, которое прекрасно стимулирует сердечную деятельность, улучшает состояние нервной системы, позвоночника.

Помимо этого рекомендуется использовать натуральные биодобавки производства компании «Парафарм». В частности, при мышечных болях подойдут такие препараты: «Апитонус П», «Элтон П», «Элтон Форте», «Леветон П», «Леветон Форте».

Добавим, что левзея сафлоровидная, которая содержится в двух последних препаратах, обладает способностью снижать вязкость крови. Таким образом, это отличное средство для профилактики как сердечных заболеваний, так и тромбофлебита.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата музыкантам нужно принимать такие биодобавки: «Остеомед», «Остеомед Форте», «Остео-Вит», «Одуванчик П». Отметим, что «Остеомед», содержащий цитрат кальция и трутневый расплод, способствует восстановлению костной ткани после переломов.

А пищевая добавка «Одуванчик П» стимулирует рост хрящевой ткани, что заметно улучшает состояние суставов. Также для музыкантов незаменим «Дигидрокверцетин Плюс». Это сильный антиоксидант, который положительно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, поскольку укрепляет сосуды и не дает образовываться тромбам.

Помимо этого он стимулирует иммунную систему, улучшает питание клеток.

Профессиональные болезни певцов

Вокалистов подстерегает другая опасность – у них бывают частые простуды из-за чувствительности ого аппарата к охлаждению. Рассмотрим основные профессиональные болезни певцов. Среди наиболее частых заболеваний этой категории творческих работников нужно выделить: фонастению, трахеиты, полипы, бронхиты, певческие узелки, ларингиты.

Особенно подвержены такие артисты простудным заболеваниям весной и осенью, когда театры не отапливаются. Также подобные проблемы часто возникают во время переездов из-за смены климатических условий. Дополнительная нагрузка на организм возникает, когда оперные певцы переодеваются в громоздкие костюмы, которые могут вызвать перегрев.

Добавим, что оперным певцам часто приходится переключаться с речитатива на пение, а это требует особой тренированности связок, легких, сердца.

Также артисты оперы и оперетты по сюжету представления могут выступать сидя, лежа, что требует напряжения ого аппарата. К тому же они должны помнить слова и следить за тем, чтобы вовремя вступить в действие.

Это заставляет находиться длительное время в нервном напряжении.

Потеря голоса может поставить под угрозу не только отдельное представление, но и привести к преждевременному завершению карьеры. Известны случаи, когда из-за простуды артисты уходили со сцены в расцвете сил. Так произошло с известным певцом Большого театра А. Ворошило, который потерял голос из-за гриппа.

Все это требует от артиста соблюдать правила, помогающие не допускать переохлаждения организма. Добавим, что важно соблюдать гигиену голоса и распеваться перед каждым выступлением. Подобно легкоатлету, который разогревает мышцы перед стартом, вокалист обязан приводить в тонус свой ой аппарат.

Профессиональному певцу помогут избежать болезней натуральные витамины, произведенные из растений-адаптогенов и продуктов пчеловодства. Они поддержат организм осенью и весной, что позволит избежать простудных заболеваний.

В первую очередь в этой связи следует назвать такие препараты, как «Леветон П», «Леветон Форте», «Элтон П», «Элтон Форте».

При нарушениях голосообразования и гортанно-глоточном рефлюксе полезно принимать такие добавки, как «Шалфей П», «Солодка П», «Календула П», «Девясил П».

Также рекомендуется принимать цветки ромашки аптечной из серии «Кулясово-Мамадыш».

Профессиональные заболевания артистов балета

Не меньшую опасность для здоровья представляет труд балетного танцора. Дело в том, что его тело испытывает значительную нагрузку. В итоге это вызывает различные заболевания артистов балета. Особенно тяжело приходится стопе, которая выполняет движения, не свойственные ей от природы.

Если быть точнее, балеринам и танцорам приходится стоять на пальцах ног. Неудивительно, что за 15-20 лет работы на сцене у танцоров развиваются физиологические изменения. Сюда относятся: поперечное плоскостопие, распластанность переднего отдела стопы.

Так происходит, поскольку вес тела часто переносится на носки.

В итоге начинается расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы. Добавим, что первая плюсневая кость отклоняется внутрь, а мышцы большого пальца смещаются. Так образуется вальгусная, или наружная, деформация большого пальца.

Если танцор балета хочет избежать травм, он обязан следить за своим физическим состоянием. Его мышцы должны быть эластичными и податливыми, чтобы правильно выполнять движения. Особенного внимания заслуживают мышцы, которые окружают коленный сустав, поскольку от них зависит устойчивость артиста. Большинство падений происходят на сцене именно по вине слабости этой части тела.

Еще одна причина травм – это неразогретость мышц. После 30 лет у артистов начинает проявляться крепатура (забитость мышц), которая хорошо известна спортсменам.

Помимо боли, это явление приводит к тому, что мышечная ткань становится твердой и неэластичной. Чтобы этого не случилось, рекомендуется чаще посещать баню, сауну и массажиста.

Поможет и прием таких биодобавок, как «Леветон П», «Леветон Форте».

Чтобы не допустить заболеваний костей, а также для быстрого восстановления после травм артистам балета рекомендуется применять различные витаминные комплексы. Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата хорошо подойдут: «Остеомед», «Остеомед Форте», «Остео-Вит», «Одуванчик П», «Дигидрокверцетин Плюс», «Крапива П».

При наличии гинекологических проблем (менархе и нарушения менструального цикла) будут полезны: «Шалфей П», «Пустырник П», «Крапива П», «Солодка П», «Зверобой П», а также многие травы серии «Кулясово-Мамадыш».

Для профилактики нервных заболеваний артистам балета рекомендуется принимать такие биодобавки, как «Левзея П», «Элеутерококк П», «Эхинацея П». Отметим, что их нужно пить утром и днем.

В итоге вы получите мощный прилив сил, что поможет хорошо выступить. А вечером и на ночь необходимо принимать «Валериану П», «Пустырник П», «Вечернее», «Нерво-Вит».

Эти биодобавки помогут успокоиться и быстро заснуть.

https://www.youtube.com/watch?v=KKQ-c4dVPNw

Если правильно применять эти средства и сочетать их с регулярной физической нагрузкой, можно избежать заболеваний творческих людей. Тогда ничто не сможет вам помешать реализовать свой творческий потенциал.

Откровенные признания о балете, после которых вы посмотрите на это искусство другими глазами

Профессиональные заболевания музыкантов, танцоров и художников

Жизнь и творчество балерин полны мифов. Действительно ли они питаются только салатами, запивая их негазированной водой? Отказываются ли от рождения детей в пользу карьеры? И наконец, сколько они весят?

AdMe.ru разобрался в закулисных тайнах прима-балерин и готов поделиться секретами.

1. Первые шаги в балете

© dance_ballet_horeograf / Instagram  

  • Большинство детей приходят в балет в возрасте от 4 до 8 лет. Но начинать занятия можно и раньше: в подготовительные классы ребенка могут взять уже в три года. В таком юном возрасте будущие танцоры начинают приобщаться к искусству, учатся владеть телом и двигаться под музыку.
  • К занятиям на пуантах допускаются дети не младше 11 лет. В первый год таких занятий репетиции проходят 3-4 раза в неделю. Это требует выносливости и дисциплины. Танцоры уделяют много внимания актерскому мастерству, ведь они должны уметь передавать характер персонажа посредством одних только движений.

2. Требования к физической форме

© timber.no / Instagram   © iana_salenko / Instagram  

  • Одна из главных «технических характеристик» балерины — выворотность стопы. Ее можно наработать, но только в том случае, если к этому есть анатомическая предрасположенность.
  • Большинство балерин имеют рост 162–177 см. Идеальная масса тела составляет 38,5–59 кг, она зависит от костной и мышечной массы. Такая хрупкость удивительно сочетается с невероятной силой и выносливостью.
  • Для балерин важна длина ног — это отнюдь не миф. «Индекс длинноногости» — высота в положении сидя, разделенная на полный рост и умноженная на 100 % — должен составлять 49-52 %.

3. Рацион

  • В рационе балерин много ограничений. Чтобы поддерживать изящную фигуру, им приходится навсегда отказаться от привычных большинству людей продуктов. Так, Светлана Захарова, чей вес составляет 50 кг при росте 172 см, полностью исключила соль. Ее завтрак составляет каша, приготовленная на воде.

Завтрак балерины выглядит примерно так.

  • Артисты балета могут позволить себе даже сырники. Конечно, без сахара, сметаны и сгущенки.
  • Балерина Майя Плисецкая в свой список запрещенных продуктов вносила кофе, мучные изделия, мясо, молочные продукты, яйца и сахар. Что можно? Фрукты, овощи, рыбу, крупы. Хотя некоторые танцовщицы и тут ограничивают себя, исключая бананы, помидоры.
  • Иногда даже таких ограничений недостаточно. Так, танцовщицы «Лебединого озера» перед выступлением придерживаются строгой семидневной диеты, чтобы выглядеть еще утонченней и изящней.
  • Срываются ли балерины с диет? Конечно. «Видели бы вы, как мы отмечаем дни рождения у себя в гримерных. Это, я вам скажу, великолепное зрелище. Чипсы, соленые орешки, копченая колбаса, ветчина, сыры, конфеты, пирожные и торты. Ах да, вино, шампанское», — делится артистка балета Большого театра Анна Русских.

«Когда меня спрашивают, пользуюсь ли я какими-то профессиональными секретами балерин для поддержания веса, я не могу вспомнить что-то конкретное и действительно секретное… Я никогда не сидела на монодиетах или строгих диетах, полностью исключающих какие-то продукты. Когда становится понятно, что нужно скинуть вес, просто меньше ем — меняю только объем рациона, а не состав».

Юлия Голицина

4. Закулисные будни

  • Ноги танцоров страдают от изнуряющих репетиций. Рабочий день длится 7 часов без перерыва на обед. График зависит от должности артиста: кордебалет, мастер сцены, солист. По факту у девушек занятость выше, чем у мужчин, поскольку женский кордебалет — неотъемлемая часть практически каждого балета. Бывают и ненормированные рабочие дни: 9 часов и более.
  • Балерина Маргарита Симонова поделилась, что, делая педикюр, балерины просят не срезать мозоли: огрубевшая кожа стоп защищает ноги от растираний пуантами.

©  

  • Интенсивные тренировки приводят к профессиональным травмам. Балерины страдают от расстройств пищевого поведения, снижения плотности костной ткани, нередко у них случаются стрессовые переломы первого ребра.
  • Чтобы поддержать организм, танцовщицы регулярно делают массаж. Для различных целей он может быть разным. Так, в день спектакля будет полезен тонизирующий, а после тренировки и спектакля — расслабляющий. Массаж позволяет разгрузить мышцы и снять отеки.
  • Самые распространенные способы быстро восстановиться — прогулка на свежем воздухе, ванны с морской солью и эфирными маслами и, конечно, сон. Хотя бы раз в неделю нужно позволять себе высыпаться.
  • На репетициях — без красочных костюмов и яркого макияжа — танец выглядит совершенно иначе. Но чтобы вжиться в образ, танцоры используют элементы нарядов и декораций.
  • Волосы у балерин большую часть времени собраны в пучок. От шпилек, невидимок, резинок и тугих причесок волосы страдают, становятся ломкими.
  • Тяжелый сценический грим негативно сказывается на здоровье и внешнем виде кожи, потому в обычной жизни танцовщицы позволяют лицу отдохнуть, используя минимум косметики. Макияж для выступления большинство танцоров делают самостоятельно. Им не дают четких указаний и рекомендаций: балерины сами придумывают, как должна выглядеть восточная красавица или лебедь. В макияже танцовщиц кордебалета фантазия не приветствуется.

© massageballet / Instagram   © sport.spa.family.club / Instagram  

  • Трудовые будни балерин — это недосып, усталость и тяжелый труд.
  • За кулисами кипит не менее активная работа, чем на сцене: подготовка нарядов, прически, макияж.

© pauliosovari / Instagram  

  • В некоторых костюмах танцевать довольно сложно.
  • В программу профессионального образования входит курс «сценический грим». Балерины используют специальные накладные ресницы длиной около 3 см, ярко выделяют скулы, на губы наносят только матовую помаду.
  • Классический сценический макияж занимает около 30 минут, но для некоторых партий на него может уйти час и более. Главное в мейкапе балерины — ярко подчеркнуть черты лица. Черные стрелки могут превышать размер глаз, а плотный тон должен перекрывать красноту, появляющуюся от сильных физических нагрузок.

© ruby.tear / Instagram   © golitsinajulia / Instagram  

5. Материнство

«Совмещать материнство и сценическую деятельность непросто. Конечно, можно было бы оставить ребенка с кем-то и пойти в зал репетировать, на пилатес, что мне очень нужно для вхождения в форму, но я себе представить этого даже не могу.

Душевно не могу… В это время, в первые годы жизни ребенка, конечно же, мама преобладает над карьерой. Но я довольно быстро вернулась на сцену: начала заниматься, когда Адриану было два месяца, а вышла на сцену, когда ему было четыре месяца».

Полина Семионова

«Будем честны: и раньше, и сейчас немногие балерины решаются стать мамами. Ведь есть опасность того, что на сцену ты уже не вернешься. Но я сделала свой выбор и счастлива, что у нас теперь есть наша Анечка».

Светлана Захарова

  • Яна Саленко, прима-балерина Берлинской оперы, не считает, что дети — помеха карьере. Сейчас она ждет второго ребенка.

«Я просто восхищаюсь тем, каким может быть женское тело во время беременности», — пишет танцовщица в своем профиле Instagram.

6. Гипнотический мир балета

Но все эти жертвы стоят того, чтобы выходить на сцену, самозабвенно танцевать, восхищать зрителей по всему миру и объединять их силой искусства. Балет — это красиво, женственно, утонченно, изящно, воздушно и невесомо. Это восхищенные взгляды и бурные овации благодарных зрителей. Это искусство, которое просто не может оставить равнодушным.

♫ Депрессия у музыкантов. Как распознать и лечить ♫ ИМИ.Журнал

Профессиональные заболевания музыкантов, танцоров и художников

Мы поговорили с психиатром-психотерапевтом и ведущей программы “Пси-лекторий” на радио MediaMetriсs Викторией Читловой о том, почему музыканты сильно подвержены депрессии, из-за чего в этом состоянии невозможно писать музыку и песни, как распознать болезнь и почему ее ни в коем случае нельзя игнорировать.

Записал: Илья Зинин

Виктория Читлова, психиатр-психотерапевт, к. м. н.

Почему музыканты в группе риска

«Фактором риска для возникновения депрессии у музыкантов могут служить особенности их мышления. В психологии и психиатрии есть такое понятие, как креативность.

Креативные люди — эмоциональные и тонко чувствующие, но они, как правило, меньше всего осознают свои проблемы. Еще одна сложность заключается в образе жизни музыкантов.

Тут можно провести аналогию с язвой желудка, где есть бактерия, которая провоцирует заболевание. Но, чтобы оно обострилось, необходимы несколько факторов.

Одна из главных причин психического расстройства у артиста — отсутствие нормированного сна. Помимо этого, играет роль постоянное эмоциональное напряжение музыканта, который всегда думает о самореализации, поиске своего места, возможности или невозможности написать что-то и так далее.

Также на психически налаженные процессы артиста, отвечающие за стабильность настроения, влияет прием психоактивных веществ.

Интересно, что и сама музыка порой может усугубить депрессию. Научные данные говорят о том, что тяжелая, громкая, надрывная и шумная музыка способствует повышению напряжения в психике.

Если у человека есть предрасположенность к депрессии, он может зафиксировать свои негативные мысли на такой музыке.

Она будет актуализировать его негативное мышление, которое тоже может подтолкнуть к депрессии и декомпенсации.

Знаете, какая самая здоровая музыка для мозга человека и для психосоматики? Классическая. Какие музыканты живут дольше всех? Дирижеры. А из исполнителей — классические гитаристы и арфисты. Если говорить о рок-музыкантах, то средний возраст, без отягощения в виде алкоголизма и наркомании, — 53 года для мужчин. Композиторы тоже живут дольше рок-исполнителей».

Валантен де Булонь. «Лютнист», ок. 1625–1626. Из коллекции Метрополитен-музея

Как распознать депрессию

«Депрессии бывают разные. Важно помнить, что с депрессией в том или ином виде мы сталкиваемся каждый день. Первый и основной критерий диагностики — если такое состояние длится не менее двух недель.

Оно может выражаться в плохом настроении (тоска, апатия, раздражение), либо человек просто чувствует изменения, понимает, что с ним что-то не так.

Депрессия не просто психическая проблема — она затрагивает весь организм в целом. Например, нарушается сон: его становится либо слишком много, либо человек вовсе не может спать.

Также снижается работоспособность—за счет того, что нарушаются мыслительные процессы. Больному бывает сложно запомнить что-то, сконцентрировать внимание, он плохо соображает, у него нет идей.

Грубо говоря, процессор такого человека тормозит.

Если мы говорим про музыканта — при депрессивном состоянии сужается палитра того, что он может почувствовать или придумать. Также депрессивным расстройствам свойственно руминативное мышление — это когда одна и та же мысль крутится по кругу.

Чаще всего музыкант начинает упрекать себя: „У меня ничего не получается, я бездарный, я ничего не могу, я больше никогда ничего не сыграю, я не музыкант, не композитор, меня все забудут“.

К этому может присовокупляться чувство вины, а также апатия: „Не могу ничего делать, не хочу, не буду, оставьте меня“.

Впрочем, депрессивное расстройство важно не путать с таким понятием, как депрессивный характер,— это когда человек, что называется, с грустинкой по жизни. Если кто-то всегда такой, все нормально: он адаптирован к жизни. Эти люди, как правило, социализированны, у них есть друзья, они могут жить в нашем мире, несмотря на депрессивный тип мышления.

Если мы не видим, что состояние человека с депрессивным характером как-то меняется, в таком случае мы будем говорить скорее о типе личности. А если наблюдается трансформация „был одним, стал другим“ и она набирает обороты (меняется творчество, мы видим, что состояние нестабильно), тогда можно говорить о расстройстве».

Эдуар Мане. «Испанский певец» («Испанский гитарист»), 1860. Из коллекции Метрополитен-музея

Как злоупотребления могут повлиять на развитие депрессии

«Алкоголь сам по себе продукт, который вызывает депрессию. Сначала у выпившего возникает чувство успокоения и эйфории, потом появляется импульс к действию, а на следующее утро метаболиты становятся мощным стрессором биологического характера.

Алкоголь вообще разрушительно действует на головной мозг, разбалансирует биохимию, которая отвечает за стабильность настроения. И в нашей стране, и за рубежом музыканты (особенно рокеры) подвержены употреблению алкоголя.

Кроме того, выпивка в России популярна среди большинства мужчин, а их зачастую с детства научили скрывать свои эмоции, не думать о них.

Если мужчине плохо, он будет искать возможность „быстрой таблетки“, легкого способа успокоения.

Злоупотребление алкоголем нередко маскирует хроническое стрессовое состояние, которое незаметно перетекает в депрессивное.

Также среди музыкантов распространено употребление марихуаны. Ко мне обращался молодой музыкант, который до возникновения депрессии курил траву. У него была депрессия между умеренной и тяжелой — это тот рубеж, где личность уже не может творить (в отличие от первой, достаточно продуктивной стадии).

В случае моего пациента каннабис был одним из главных триггеров заболевания, во всем мире трава считается одной из весомых причин развития депрессии. Легкий наркотик нарушает нейронные связи, и, видимо, таким образом в случае моего пациента был запущен механизм дальнейшей патологии. То есть болезнь могла бы вообще не возникнуть, если бы не это вещество. А потом пошло-поехало».

Неизвестный утрехтский караваджист. «Два музыканта», XVII век. Из коллекции Метрополитен-музея

К чему может привести депрессия

«Сложный вопрос, бывает много разных депрессий.

Легкая депрессия — когда человек может сам не замечать, что он в этом состоянии. Просто его что-то начинает не устраивать, или продуктивность падает, он становится менее работоспособным и вовлеченным в жизнь. Нарушения сна и аппетита на этапе легкой депрессии тоже могут быть не слишком ощутимыми.

На второй стадии эти состояния заметны уже близким людям. Тяжелая степень — человек совсем неработоспособен, он вообще ничего не может делать.

Депрессия, связанная со стрессом (например, если ушла любимая или контракт разорвали), может не зайти дальше легких стадий. Кто-то может из этих состояний выйти и сам, если в целом со здоровьем у него все в порядке. Но когда мы говорим про болезнь, она в принципе не зависит от внешних событий и в крайнем случае может закончиться суицидом.

Пример из моей практики. Молодой человек 22 лет, пишет музыку и играет в группе. Он без креативного процесса не может, это его стиль жизни, его мышление. Когда он был в нормальном состоянии, то чувствовал музыку и воспринимал ее максимально богато.

Когда наступила реальная депрессия, его навыки музыканта и чувствительность притупились настолько, что он понял, что не может ни слушать музыку, ни тем более ее сочинять.

Пока ему не прописали специальные препараты для вывода из депрессии, его картина мира, яркость звука и острота восприятия не могли восстановиться.

За нормальное настроение отвечает колоссальная система в мозге, хоть мы этого и не замечаем. В нее вовлечены разные отделы, от поверхностных корковых до глубинных.

Все это взаимосвязано и отвечает за переработку информации, за то, как мы ее сортируем, фильтруем, воспринимаем, оцениваем. Во время депрессии эти связи нарушаются.

На разных степенях тяжести — в разном виде и с разной интенсивностью.

Когда мы говорим о депрессии умеренной и тяжелой — тут не до креатива».

Симон Вуэ. «Женщина, играющая на гитаре», ок. 1618. Из коллекции Метрополитен-музея

Как справиться с депрессией

«Каждый случай индивидуален; надо разобраться, с какой именно формой депрессии мы имеем дело. Возьмем усредненную, связанную со стрессом или какими-либо проблемами в жизни. Ее обязательно нужно лечить.

Возможно, понадобятся медикаменты, подходящий антидепрессант.

Потом квалифицированный специалист должен подключить терапию, чтобы человек научился справляться со своими проблемами, заблуждениями, возможно, травмами детства.

Многие музыканты боятся обращаться за психологической помощью, так как существует расхожее мнение, что, если мы полечим человека, он перестанет быть талантливым или его творчество изменится.

На самом же деле психотерапевтическая работа, напротив, способствует включению креатива в мозге, что сказывается на всех сферах жизни. Да, творчество музыканта может измениться, но эти изменения будут, скорее всего, к лучшему.

Работа артиста станет более разнообразной, богатой и управляемой. У меня лечатся не только музыканты, но и танцоры. У всех в результате терапии модифицировалось творчество, оно стало интереснее, никто не жалел о том, что пришел».

Томас де Кейзер. «Музыкант и его дочь», 1629. Из коллекции Метрополитен-музея

Как помочь музыканту, который не осознает, что у него депрессия

«Его нужно взять за руку и отвести к врачу. Сделать это, к сожалению, бывает непросто. Музыканты в депрессивном состоянии часто становятся более раздражительными, начинают воспринимать информацию в штыки. С ними становится сложнее договориться, возникают нарушения внимания и памяти: тут забыл, тут перепил.

Тем, кто знает человека не один год, важно ощутить разницу, когда он вдруг становится совершенно другим.

Артисту нужно дать понять, что он изменился, потому что сам музыкант может не отдавать себе в этом отчет.

Человека нельзя оставлять наедине со своими мыслями или как-либо демонстрировать ему, что он прав в своих заблуждениях. Нужно максимально доброжелательно говорить музыканту, что его мышление исказилось.

К счастью, стигматизация психиатрии в нашей стране уменьшается. Мы уже не живем в мире, где поход к психиатру — это что-то страшное и непонятное».

Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

| ВКонтакте | Telegram | Instagram

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.