Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Содержание

Портал образования | Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Башкатова Светлана Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад №1 комбинированного вида”
Населённый пункт: ЗАТО Шиханы Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
06.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Профилактика

речевых

нарушений

у

детей

младшего

дошкольного возраста

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей

дошкольного возраста. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня

языковой культуры общества в целом. Дети младшего дошкольного возраста,

зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и

далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать

лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.

При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять

языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой

речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых

звуков. А это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в

детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов,

начало целенаправленной работы по формированию правильного

звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить

появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного

возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней

коррекции.

К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-

1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные

предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на

довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте

еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л],

наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5

годам жизни. Для профилактики речевых нарушений у детей ,важно

развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по

следующим направлениям:

-Развитие правильного дыхания

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка

правильно дышать.

Дуть в дудочки, надувать различные надувные игрушки небольшого размера;

воздушные шары.

2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля –

сделать вдох носом и подуть) ;

3. «Забей мяч в ворота»;

4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»;

5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде;

6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети

рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы,

укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают

овощ).

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее

время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и

формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж

кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

1.Гладить животных (мягкие игрушки)

2. Игры с массажными мячами

3. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

4. Выполнение пальчиковых игр

5. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с

бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином,

конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка,

раскрашивание.

6. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от

времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать

свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в

клубок, самостоятельно одеваться

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети,

которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная

гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые

упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1. Максимально открывать и закрывать рот

2. Растягивать губы в улыбочку

3. Вытягивать губы трубочкой

4 . «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова

спрятался в домик»

5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.

Развитие чувства ритма

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать

эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его

воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита

речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма

способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию

стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста?

Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и

тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики,

повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских

музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение,

исполнение песенок на клавишных инструментах.

1.Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с

одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков

по столу.

2. Проговаривание “понарошку”, беззвучное с максимальной артикуляцией и

одновременным “прохлопыванием” кончиками пальцев.

3. Громкое ритмичное проговаривание с одновременной “ходьбой” руками по

столу или коленям.

4. Пение под фонограмму с одновременной “ходьбой”, сидя на месте.

5. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

-Развитие понимания речи

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между

словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка.

Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам

угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в

ых реакциях и произнесении звуков и слов.

Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым

предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое

произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком,

которое оно обозначает. Только взрослый может научить его пользоваться

различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в

таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и

называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается

понимание речи и происходит ее собственное появление.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,

непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но

отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

Используйте каждый час, каждую минутку, проведенную вместе с

ребенком. По дороге в магазин описывайте и обсуждайте с ним все, что

происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака –

она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может

показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля),

а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на

них,

не

переставайте

спрашивать.

Рано

или

поздно,

сын

или

дочка

обязательно отзовутся.

1.Запомнить название игрушки, части тела

2. Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них

3. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом,

машины.

Развивать

ощущения

с

использованием

поверхностей

(сухие,

мокрые) – используются миски с теплой водой.

4.

Развитие

пассивного

и

активного

глагольного

словаря,

состоящего

из

названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет,

убирает,

чистит,

умывается,

купается,

одевается,

говорит,

рисует,

везет,

подает.

Дети

показывают

эти

действия

на

картинках,

называют

их

и

выполняют, определяют по имитации, кто что делает.

5. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

6. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками

7. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая

шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто

перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

-Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных,

бытовых и музыкальных шумов, животных, птиц и людей. При этом

различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием

чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и

ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если

возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять

упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без

опоры на зрение.

Игры на развитие слухового внимания

• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой,

звонит

в

колокольчик

и

предлагает

ребенку

отгадать,

каким

предметом

произведен звук.

• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается),

другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его

позвал

«Узнай

музыкальный

инструмент»

Взрослый

показывает

как

звучат

музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем

то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

• Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов

• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут

руками (летают), тихое – приседают

• Узнай по голосу

Телевизор, компьютер, телефон, планшет прочно вошли в нашу жизнь.

Взрослые восхищаются умениями малыша справляться с неопознанным

чудом 21 века. Экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины

колыбельные песенки, беседы перед сном, совместные игры, разговоры с

отцом. Гаджет становится главным «воспитателем» ребёнка.

Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и

родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не

хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления,

узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая

малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы

заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако,

это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные проблемы.

И самая главная и актуальная проблема – отставание в развитии речи.

Говорите с ребенком, обсуждайте важные вопросы и ежедневные,

бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т.

д.). Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же

значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Даже если

ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет

формироваться полезная привычка — общаться.

Помните, общение с родителями через разнообразные виды совместной с

ними деятельности, ребенок усваивает социальный опыт, овладевает

нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных

действий – происходит социализация личности, формируется и развивается

её субъективность.

Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Детям с нарушением развития речи очень сложно контролировать свою речь и поведение в целом. В результате страдает общее коммуникативная способность человека, его социальный статус в будущем и возможность самовыражения.

Речевое поведение и проявление дефектов речи

Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы. Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь.

Будущее детей зависит от их коммуникабельности

Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:

  • Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
  • Неумением договариваться и вести спор;
  • Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
  • Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).

Речь — важный фактор жизни

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Логопеды и психологи дошкольных учреждений, педагоги подготовительных занятий могут профессионально оценить и обнаружить нарушения произношения.

Основная цель их методики — это определить словарный запас и умение владеть словами. Задания в основном на построение предложений с определенным словом или на конкретную тему.

Либо на подбор рифм к словам или, к примеру, придумать похожее слово по звучанию.

Нормы развития речи для дошкольного возраста

Виды нарушения речи

Дефекты делятся на психолого-педагогические и клинико-педагогические, в зависимости от первоисточника нарушения. Часто оба вида могут встречаться у одного ребенка с большим либо меньшим уклоном.

Обратите внимание! Психологические нарушения исправляются работой логопеда и психолога, работа со стороны родителей очень важна.

Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:

  • Заикания;
  • Общего недоразвития (поздно начал говорить, маленький словарный запас, неверное произношение слов);
  • Недоразвитие в фонетико-фонетическом направлении (нарушено произношение слов).

Обратите внимание! Клинические нарушения появляются из-за нарушений ЦНС ее развитием и функциональными изменением, а также нарушение в строении речевого аппарата.

Основные их виды:

  • Распространенное нарушение речи у детей дошкольного возраста — дислалия, это фонетические дефекты, при которых речь поставлена правильно и нет нарушения слуха.
  • Поражения речи в связи с нарушением развития речевых зон головного мозга называют алалия.
  • Для детей с нарушениями речи по причине ринолалии характерно гнусавость голоса.
  • Характеристикой общей задержки речевого развития являются проблемы со стороны смысла и звукопроизношения.

  Логопедическое занятие на тему “Профессии” для разных возрастов

Коррекция

Благодаря исследованиям специальной психологии и коррекционной педагогики, были созданы принципы и основные положения по работе с дефектами произношения у детей дошкольного возраста. Работа авторов Лалаева Серебрякова коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, содержит множество принципов и фактов, которые учитываются при устранении речевых дефектов:

  • Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, моторики рук;
  • Постепенный переход от наглядного к логическому мышлению;
  • Индивидуальное развитие ребенка, а также его возрастные особенности;
  • Комплексный подход и взаимосвязь в лечении между логопедом психологом и лечащим врачом.

Лексика ребенка формируется благодаря расширению словарного запаса, одновременно с пояснением и уточнением каждого нового слова. Это основа методики. Рабочая программа учителя логопеда содержит обобщенный курс рефератов, презентаций, курсовых работ и методических пособий ведущих логопедов и заслуженных учителей РФ.

Обратите внимание! Диагностика, применяемая практически в каждом дошкольном и школьном учреждении по обнаружению возможных отклонений, это работа — метод обследования речи у детей, и ее автор Чиркина.

Лечение общего недоразвития речи

Лечение такого диагноза должно быть комплексное со стороны медицины, логопеда, психолога и родителей ребенка. Если задержка возникла по психолого-педагогическим причинам, то верным решением проблемы будет благоприятная речевая среда, правильное звукопроизношение со стороны всех, кого слышит ребенок. С клиническими нарушениями предусмотрено лечение в нескольких направлениях:

  • Лечащий врач может назначить препараты, которые являются питанием нейронов мозга;
  • Логопедический массаж, самый действенный способ коррекции, оказывающий положительное влияние на артикуляционный аппарат;
  • Важно закрепление результата дома с родителями. Это могут быть повторения песенок и стишков, артикуляционная гимнастика, звукоподражания и развитие мелкой моторики.

Важно знать! Комплексная работа логопеда и родителей в лечении онр это 90% успеха.

Работа с логопедом

Причины нарушения речи у детей

Самостоятельная диагностика может повлечь за собой еще большие проблемы в развитии не только произношения. Необходима консультация со специалистами. Причин возникновения онр у детей множество, основные из них:

  • Нарушение слуха с раннего возраста;
  • Индивидуальный темп созревания нервной системы (часто предается наследственно);
  • Минимальная мозговая дисфункция, которая часто бывает после поражения головного мозга в перинатальном периоде;
  • Социальные и педагогические причины, детские психические расстройства.

  Как правильно сделать логопедический массаж ребенку дома

Профилактические приемы

Достаточно уделять должное внимание ребенку и проводить профилактику в игровой форме:

  • Активное общение с ребенком с самого рождения — это фундамент развития речевого аппарата;
  • Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на поэтапное и здоровое развитие мозговых центров, отвечающих за развитие речи.
  • Логопедический массаж можно проводить с первых дней жизни малыша;
  • Подвижные игры, развивающие ориентацию в пространстве, смену темпов движения;
  • Зрительное восприятие и музыкотерапия играет не последнюю роль в общем развитии ребенка и речи в частности.

Самое важное! Особенность профилактики заболевания и лечения уже выявленных дефектов — регулярность занятий.

Виды профилактики

Профилактика всегда легче, чем лечение. Если учесть, что запущенные отклонения произношения влияют на все аспекты жизни ребенка, этому моменту развития следует уделить должное внимание. Ребенок, воспитанный в семье, где его слышат, чаще всего научается правильно и красиво говорить.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Нарушения речи у детей и профилактические меры

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Речь является сложным психическим процессом, для овладения которым нужно прикладывать немало усилий. Основная нагрузка выпадает на дошкольное детство, и нарушения речи у детей дошкольного возраста – частое явление.

Невмешательство в формирование речи ребенка может привести не только к задержке становления речевых навыков, но и к отставанию в общем психическом развитии.

Радует то, что формированию речи действенно способствуют своевременные занятия с детьми, служащие профилактикой дефектов произношения.

Нарушения в развитии речи

Основу развития всех сторон речи составляет освоение правильного произношения звуков и слов. Дошкольники чувствительны к норме произношения родного языка. Даже если ребенок не высказывает определенные звуки или искажает слова, он не приемлет повторения слов окружающими в его версии. Дети чувствуют свои ошибки в произношении, и переживают, если они не устраняются.

Артикуляционная гимнастика

Развитие речи находится в прямой зависимости от соответствующих физиологических особенностей организма. Очевидно, что встречаются органические нарушения в строении речевого и слухового аппарата, что определяет дефекты речи. Это сугубо медицинский вопрос, и с такими детками работают исключительно специалисты.

Но часто нарушения в звукопроизношении наблюдаются у обычных детей, у которых есть все данные для формирования правильной речи и звуковой культуры. В этой статье говорим именно о таких детях.

Нарушения речи при условии, что слух и физиологические особенности речевого аппарата соответствуют норме, называют функциональной дислалией. По сути, этим термином обозначают частичные расстройства звукопроизношения.

Причины нарушения речи у детей

Ребенок осваивает произношение звуков на основе механизма подражания. Он смотрит на артикуляцию взрослого, прислушивается, как звучит его речь, и старается повторить также.

Главным условием усвоения ребенком произношения является четкое различение звука, заданного нормой звуковой стороны языка. При этом основная нагрузка приходится на слуховое восприятие.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут произойти по следующим причинам:

  • Низкий уровень слухового внимания (ребенок улавливает общую мелодику слова и повторяет по-своему, не придавая значения отдельным звукам);
  • Недоразвитие фонематического слуха, приводящее к затруднению в выделении схожих звуков (д-т, ш-с, б-п);
  • Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (ребенок мало говорит, соответственно, недостаточно тренируется);
  • Неправильное отношение к развитию речи детей взрослых, которые подражают детскому лепету, вводят в обиход неправильные (потешные, на их взгляд) высказывания детей.

Виды речевых нарушений у дошкольников

Для исправления недостатков произношения у ребенка, прежде всего, нужно разобраться, какое нарушение имеет место:

  • Искаженное произношение звуков
  • Замена одних звуков другими
  • Пропуски звуков
  • Перестановка звуков местами

Под искажением звука понимают такое явление, когда ребенок вместо правильного воспроизведения произносит звук, отсутствующий в русском языке. Особенно распространено искажение звука «р».

Практически, это самый частый камень преткновения в речевом развитии дошкольника. Р – звук, образующийся в результате вибрации кончика языка.

Пока не выработается такой микродвигательный навык, получается совершенно инородный звук.

Замена одного звука другим – частое явление в младшем дошкольном возрасте. Сложно произнести «жук», ребенок заменит на «зук» или «шук». Не поддается слово «рука», значит, будет звучать «юка» или «лука». Вместо «Мишки» и «кубика» — «Миска» и «купик», и т.п.

Такое нарушение как пропуски звуков говорит само за себя. Всем известны детские доога (дорога), пачик (пальчик), сетофор (светофор) и даже олесо (колесо), реп’а (репка).

Иногда дети конструируют свои слова, переставляя рядом стоящие согласные звуки или меняя в слогах. Им легче произнести матрышка (мартышка), менлица (мельница), такушка (катушка).

Какие бы виды нарушения речи у детей дошкольного возраста не наблюдались, они не случайны. Ребенок не ради забавы искажает словопроизношение. Он испытывает сложности в овладении речью и нуждается в помощи.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста                    

Родителям не следует надеяться, что постановка звукопроизношения у ребенка произойдет сама по себе и с годами он «разговорится». Развитие речи, действительно, сложная задача. До поступления в школу ребенку предстоит не только отшлифовать произношение, но еще и научиться связно говорить.

Речевые дефекты, закрепившись в младшем и среднем дошкольном возрасте, могут удерживаться до 7 лет, а то и дольше. В то время как становление звукопроизношения в норме должно завершиться в 5-6 лет.

Проблема состоит в том, что в последующие годы преодолеть нарушения в произношении гораздо труднее, а в некоторых случаях и невозможно. Проблемы с речью у ребенка также мешают ему в освоении грамматического строя речи.

Более эффективно заняться предупреждением речевых нарушений еще на ранних стадиях развития речи, когда ребенок начинает активно говорить. Взрослые должны уяснить недопустимость «сюсюканий» с малышом. Важно, чтобы дети с первых дней своей жизни слышали нежную и ласковую, но правильную речь.

  • Каждое новое слово, поступающее в словарный запас ребенка, нужно несколько раз четко и правильно произнести так, чтобы малыш видел артикуляцию. Особое внимание уделять труднопроизносимым звукам. Пусть на первых порах у ребенка получится не слишком четкое или вовсе искаженное произношение. Повторяя день ото дня, дошкольник будет тренировать как артикуляционный аппарат, так и фонематический слух.
  • Помогайте ребенку с различением звуков, которые мало отличаются по акустическим признакам: б-п, к-х, з-с и подобные пары. Акцентируйте внимание на артикуляции, приводите примеры слов с этими звуками (бочка – почка, крошка – хрюшка, роса – роза и пр).
  • Играйте в слова на определение присутствия звука (есть ли в слове такой звук?).
  • Аккуратно и ненавязчиво исправляйте неправильно произнесенные слова. Продемонстрируйте, как должно звучать слово, побудите ребенка повторить, похвалите за малейшие улучшения в произношении.
  • Закрепляйте сложные звуки и слова в разговорной речи.

Разумеется, в сложных случаях, необходима помощь специалиста. Если после 5 лет у дошкольника наблюдаются проблема речевого развития, незамедлительно обращайтесь к логопеду. Однако в первые пять лет жизни ребенка родители способны оказать своему ребенку очень ценную помощь в речевом развитии.

Профилактика речевых нарушений

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика- это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно- гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранение факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Сохранение здоровья является приоритетной задачей государства и образования, органичной потребностью беречь его на протяжение всей жизни.

В последние десятилетия в состояние здоровья детей сформировались негативные тенденции- увеличение факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, в том числе речи, рост распространённости заболеваемости и инвалидности. Здесь необходимо привести определение понятие «фактора риска».

Фактор риска– понятие, которое определяет условия, оказывающие неблагоприятные воздействие на общее и психическое развитие ребёнка. В зависимости от степени их влияния и значимости выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска. Различают факторы риска:

  • Биологические;
  • Социальные ( глобальные, общественные, семейные). Эти факторы значительно влияют на развитие речи ребёнка.

-выявление группы риска- ранняя диагностика отклонений развития;

-устранение и коррекция начальных проявлений отклонений развития;

-ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;

Обучения участников процесса обеспечения комплексной междисциплинарной профилактики.

Традиционно выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:

а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;

 б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;

 в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.

а) первичная профилактика- это система, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путём предотвращения причин  условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды

Основная цель первичной профилактики– сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме. Одним из определяющих является этиопатогенетический принцип.

Первичная профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитие ребёнка в первый год жизни и осуществляется в основном системой здравоохранения.

Медицинское сопровождение матери и ребёнка позволяет устранить или снизить действие биологических «факторов риска» развития речевых нарушений, к которым относятся патогенные факторы, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка.

В этой связи на ранних этапах обязательными должны быть консультации гинеколога, терапевта, генетика, эндокринолога, иммунолога, невролога, при необходимости психолога и логопеда, особенно если в семье были случаи  отклоняющегося развития у родственников.

Наследственная отягощённость паталогией речи относится к биологическим факторам риска.

Известно, что поражение центральной нервной системы уже на ранних этапах внутриутробного развития может привести к интеллектуальным нарушениям и другим отклонениям от нормы.

Отрицательными факторами может быть ранний токсикоз, анемия, гипотериоз, инфекционные заболевания матери, медикаментозная интоксикация и др.

Важно, чтобы родители были информированы о том, что может отрицательно влиять на здоровье ребёнка. Особое внимание необходимо уделять раннему речевому развитию ребёнка, развитию и формированию этапов речевого онтогенеза ребёнка.

В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка.

При появлении признаков каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Особое место отводится эмоциональным отношениям родителей и детей.

Родительская любовь рассматривается как мощный источник общего физического и психического развития, духовного и нравственного воспитания. Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье.

Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
  • неприятие со стороны матери (отца);
  • неполная семья;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
  • воспитание в двух домах;
  • резкая cмена жизненного стериoтипа и типа воспитания;
  • неадекватный тип воспитания («кумир», гиперoпека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны поcтоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.

Известно, что на самых ранних стадиях постнатального рaзвития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диaлог».

Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).

Cтимуляция формирования речeвой функции имеет большoе значение для развития ребeнка. Следует всемерно содейcтвовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (cидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.

), и в чаcтности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Неoбходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.

Большинство исследователей указывают на важность учёта в профилактической работе сензитивных периодов развития ребёнка. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду коррекционное обучение менее эффективно.

Вторичная профилактика речевых нарушений заключается в преодолении не только самих речевых расстройств, но и вторичных нарушений в психическом развитие, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не позволила предупредить нарушения речи. Задача её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой паталогии и появления новых расстройств.

При нарушение звукопроизношения у ребёнка целью вторичной профилактики  будет предупреждение дисграфии и дислексии.

В этой связи нарушение устной речи можно рассматривать, как первичную профилактику,а нарушение письменной, как вторичную. Впервые на связь нарушений устной и письменной речи указала Р.Е.

Левина, в дальнейшем проблемами профилактики нарушений письменной речи занимались Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова.

Г.А. Каше была разработана система обучения старших дошкольников с фонематическим недоразвитием, обеспечивающая, с одной стороны, овладение фонетической системой языка; с другой- подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико- синтетическим методом и предупреждение нарушений письменной речи. Эта система включает в себя:

– постановка звуков и уточнение артикуляции имеющихся звуков;

– развитие фонематического слуха и разввитие слуховой памяти:

-развитие анализа и синтеза звукового состава речи:

-овладение детьми элементами грамоты;

– расширение и уточнение словаря, воспитание связной, грамматически правильной речи;

-развитие произвольного внимания у детей.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфиии должна осуществляться параллельно и без предварительной диагностики по следующим направлениям.

  1. Развитие сенсорных функций и психомоторики.
  2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций.
  3. Развитие психических функций.
  4. Развитие интеллектуальной деятельности.
  5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза речевых единиц.

Таким образом , работа по указанным направлениям позволяет сформировать у детей все предпосылки для успешного овладения письменной речью.

Для успешного преодоления речевых нарушений и соответственно профилактики дисграфии важно, чтобы в профилактической работе участвовали не только логопеды, а так же привлекались воспитатели и родители. Для повышения эффективности этого воздействия следует организовать специальное обучение всех участников процесса.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучения лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений. В этой связи третичная профилактика в первую очередь, должна быть направлена на  обучение, профессиональную подготовку к труду лиц с патологией речи. Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи

Таким образом, ранняя профилактика риска возникновения речевой патологии у детей дошкольного возраста, своевременное проведение профилактических мероприятий будут способствовать снижению речевых нарушений и обеспечивать их более эффективную коррекцию.

Вас может заинтересовать:

1.Нарушения речи.

2.Логопедические игры.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.