Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников

Содержание

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых – EduNeo

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу.

Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

  • Русский алфавит.
  • Английский алфавит.
  • Альбомы с заданиями.

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними.

Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Пройти курс онлайн можно здесь.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде.

Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты.

Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированыто есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Книга комиксов.

Книга для чтения: адаптированные тексты на английском языке + специальные задания.

Дислексия: упражнения и игры для коррекции у школьников, методики Корнева и Дейвиса

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников

Ребенок путает слова, не может правильно читать, возбужден, часто плачет. Не стоить сразу винить родителей, учителей в плохом воспитании и педагогической запущенности. Возможно, виной этому дислексия. Стоит вовремя установить диагноз, чтобы применить упражнения для устранения дислексии.

Что такое дислексия и ее разновидности

Дислексия – это расстройство высшей психики, которое заключается в невозможности прочитать текст. Причиной служит неоконченное формирование функции, отвечающей за этот процесс.

К факторам, влияющим на развитие дислексии, может относиться беременность матери (порок сердца женщины, острое перенесение болезни, анемия, плацентарная недостаточность), роды (травма головы, удушье пуповиной), ранний возраст ребенка (детские болезни с обострением, заболевания центральной нервной системы, травмы головы).

Недавно врачи нашли причинно-следственную связь между дислексией и мутацией гена DCDC2 6-ой хромосомы. Она негативно влияет на развитие нейронов головного мозга.

Выделяют 5 видов психического нарушения:

  1. Семантическая. Проявляется в непонимании смысла слов и текста в общем. При этом ребенок нормально читает механически, но без восприятия сути. Если разделить слова на слоги – малышу сложно произнести слитно, он не может по нему ответить на вопросы, показать соответствующую картинку. Связано с трудностями звуко-слогового синтеза.
  2. Мнестическая. Ребенок не может произнести в ряд несколько слов или звуков: путает места, пропускает, сокращает. Проблема в нарушении памяти относительно речи, связях «буква-звук». Можно заметить на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
  3. Фонематическая. Происходит при недоразвитости фонематического восприятия, анализе и синтезе. Дети трудно запоминают буквы. Также заменяют звуки, схожие между собой (ж – ш, д – т). При чтении искажаются звуко-слоговое строение слова, чтение по буквам.
  4. Оптическая. Проявляется в трудности чтения букв, которые похожи между собой по внешним параметрам (А – Л, П – Н). Если показать человеку буквы, состоящие в паре по схожести, отдельно друг от друга, он легко их узнает. Причиной служит недоразвитие оптико-пространственного восприятия.
  5. Аграмматическая. Нарушение в грамматическом порядке речи, морфологии общения. Проявляется в неправильном использовании падежных окончаний («под стола», «у родственница»); неверные родовые окончания местоимений («этот платье», «твой коробка»); окончание глаголов 3-го лица («белка бежал», «ручка лежал»); несогласование слов в числе, роде, падеже существительного и прилагательного («три собака», «зеленая листок»).

Методы коррекции дислексии

Подбирая методы для коррекции дислексии, нужно учесть ее разновидность. От нее будет зависеть вектор выбираемых упражнений.

С детьми должны заниматься не только логопед, психолог, но и родители. Без домашней поддержки и закрепления новых навыков коррекция будет малоэффективной.

Существует немало специальных материалов для покупки, предназначены для помощи детям с нарушением развития высшей психики. Но в литературе и интернете представлены много способов для самостоятельного изготовления и занятий без подготовки.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Логопедическая работа по преодолению смешанной и одновидовой дислексии заключается в использовании различных упражнений для младших школьников:

  1. В скороговорках используются похожие звуки, стоящие рядом. Их чтение и произношение по памяти хорошо сказывается для коррекции разных дислексий.
  2. Ребенку нужно на выдохе произносить только согласные, а на следующий раз – только гласные. В любом порядке. Позже предлагается смешивать буквы.
  3. Полезными будут дыхательные упражнения. Например: длительный вдох – задержать – сильный выдох. Часто используют для разминки перед занятиями со специалистом.
  4. Школьнику дается в руки мяч. Предлагают почитать по слогам. После каждого слога – сжимать мяч.
  5. Взрослый одновременно с ребенком читает в голос текст. После какого-то абзаца – в уме. Должны закончить одновременно, пытаясь читать молча в том темпе, в котором начинали.
  6. Школьнику дают читать сочинение. Смотрят, сколько успеет за 1 минуту – ставят отметку. Делают небольшой перерыв, после которого ребенок опять читает сначала за 1 минуту. Со временем должна быть позитивная динамика: больше прочитанного объема.

Тренировка артикуляции

Для того, чтобы тренировать артикуляцию, нужно заниматься специальной гимнастикой. К ней относят следующие упражнения:

  1. Нужно четко выговаривать слова и звуки в конце предложения:

«Едет машина: ж-ж-ж. Летит самолет: у-у-у. Ползет змея: ш-ш-ш. Бьется в окно шмель: з-з-з. Скачет лошадка: цок-цок-цок.»

«арла арца; арса арта; арча арта»

  1. Читать четко, быстро, громко:

«мишка – шишка – книжка;

сон – сом – сок».

  1. Чтение самых разных скороговорок, которые сможете найти.
  2. На глубоком вдохе читать ряд согласных:

«ПТНРЛДЧФТЗДФЧТМ

РДЦЗЧНБКВТДЩРКЛ»

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Для коррекции семантической дислексии ребенка учат значениям разных слов. При этом часто используются картинки, вопросы с уточнениями.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Мнестическая лечится с помощью использования предметов, которые похожи на буквы. Они могут издавать звуки (если это учебный материал), чтобы подсказать ребенку, что это за буква.

При фонематической дислексии логопед акцентирует внимание на произношении. Он показывает, как должен двигаться язык, как раскрыть рот при том или ином звуке. Ребенок повторяет, смотря на свою артикуляцию в зеркале. Потом переходят к произношению «проблемных» букв.

Для коррекции оптической дислексии предлагают рисунки с буквами, с которыми трудности. Ребенку нужно их различить. Также применяется лепка буквы из пластилина или собирание из конструктора, чтобы школьник смог тактильно почувствовать и увидеть разницу в элементах.

Для поправки аграмматического расстройства с детьми придумывают сначала простые предложения, потом – более сложные. Можно описывать разные изображения, или как прошел день.

Метод Рональда Дейвиса

Дислексией у детей и методом ее устранения занимался Рональд Дейвис. В детстве он имел это нарушение. Его этапные упражнения популярны из-за высокой эффективности.

Для начала, нужно помнить, что ребенок должен находиться в благоприятной обстановке. Это относится не только к комфорту и спокойствию во время выполнения урока. Родители должны всегда относиться к своему чаду с пониманием, терпением и любовью. Тогда он будет расти уверенным, способным одолеть трудности, включая дислексию.

Дальше работаем над координацией движений: понадобится красивый мячик, который издает звук при сжимании (не обязательно, но желательно для поддержки интереса). Подкидываем, вверх-вниз, вправо-влево. Так изучаются стороны, активируются тактильные ощущения.

Даем пластилин особи с нарушением. Она должна слепить букву, назвать ее, произнести соответствующий звук.

На последнем этапе работаем непосредственно с чтением. Сначала учим переводить взгляд слева-направо, узнавать буквы. Закрепляем навыки и переходим к осмыслению. Постепенно разбираем смысл слова-фразы-предложения-сочинения.

Методика Корнева

Методика Корнева направленная на раннее выявление дислексии. Но тесты можно использовать для тренировки:

  1. Нужно перечислить по порядку времена года, а потом – дни недели.
  2. Взрослый показывает «кулак-ребро-ладонь» над столом. Ребенок должен повторить.
  3. Тот, кто занимается с особью с нарушением, должна хлопать по столу с разными расстояниями и количеством ударов. Например: «!!-!-!!!!-!». Ребенок повторяет.
  4. Называется ряд цифр из 3-4 штук. Малыш должен повторить.
  5. За указаниями для изучения сторон, дите показывает, где у него правая рука, левый глаз, правая нога.

Игровые способы коррекции дислексии

При коррекции дислексии и дисграфии нет ничего лучше подачи упражнений в игровой форме. Дети непринужденно участвуют в различных играх с родителями и педагогами, развивая высшую психику. Примеры:

  1. Нужно начертить поле, как для «Морского боя». Внутри кораблей написать отдельные слоги. Взрослый должен «атаковать»: попадать в какую-то часть блоков. Ребенок выписывает слог, который был «убит». С них потом нужно построить слова.
  2. Ребенку дается несложная картинка. Он должен описать ее, каждый раз добавляя новое слово. Например: «Мальчик. Мальчик катается. Мальчик катается на санках. Мальчик катается на санках зимой. Мальчик катается на санках зимой в куртке.»
  3. Подготовьте специальный материал: напишите несколько несложных слов, разделяя их на слоги. Один слог – одна бумажка. Дайте вразброс ребенку: он должен обратно соединить в слова.
  4. Дайте детям большие напечатанные буквы. Предложите им обвести контур, закрасить середину.

Профилактика дислексии

Для профилактики дислексии рекомендуется использовать перечисленные упражнения, особенно, игровые. К ним можно добавить:

  1. Написание легкого текста под диктовку.
  2. Написать на бумажках слова, с которых нужно составить предложение.
  3. Разложить разные изображения на столе. Называть слова, а ребенок должен выбрать соответствующую картинку.

Кроме таких занятий можно заниматься логическими играми, рисованием, дыхательной гимнастикой, упражнениями на пластику, делать массаж, играть в логические игры. Даже при профилактике конкретного нарушения, нужно иметь системный подход к развитию детей.

Дислексия у детей – мнение экспертов и врачей

В школе детям с дислексией очень трудно справиться с заданиями. Они чувствуют себя неуверенными среди своих одноклассников и друзей. Поэтому стоит сразу обратиться к логопеду и психологу, если заподозрили нарушение в развитии.

Все случаи индивидуальны. Но если родители при раннем выявлении обратились к специалистам, то ребенок спустя усердные тренировки сможет научиться правильно читать и догнать упущенное в психическом развитии.

Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Коррекция дислексии у младших школьников – упражнения и игры

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников

Чтение, правописание, речь – умения человека, в которых, ребенок с дислексией испытывает большое количество трудностей.

Необязательно наличие всех сложностей, они непостоянны, и меняются от человека к человеку из-за унаследованных различий в развитии мозга, или от типа обучения, которое он получает.

Часто мозг развит нормально, но основной упор развития сосредоточен в областях, отличных от языковой.

Эта «разница» остается незамеченной, пока человек не обнаружит сложность при обучении чтению и письму. Цель статьи – предоставить родителям, школьным учителям, воспитателям, базовую информацию о дислексии, развеять мифы и заблуждения, связанные с ней, а также описать несколько методик борьбы с этой болезнью.

Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников

Необходимо уметь распознавать признаки симптомов дислексии. Чем раньше у ребенка будут замечены сложности в обучении, тем раньше он или она получит должные инструкции и условия, необходимые для успешного обучения в школе.

Общие проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией:

  1. Проблемы при изучении речи.
  2. Проблемы при изучении букв и звуков.
  3. Несогласованность письменного и устного языка.
  4. Проблемы в запоминании числительных.
  5. Слишком быстрое чтение, препятствующее пониманию текста.
  6. Невозможность изучения иностранного языка.

Признаки, которые выявляются у учеников младшего возраста

  1. Невозможность запоминания простых последовательностей, например счет до 20, название дней недели или повторение алфавита.
  2. Сложность в поиске рифмы к словам.
  3. Проблемы с распознаванием слов, начинающихся с одного и того же звука.
  4. Сложность с поиском слов.

  5. Трудно вспомнить названия мест и людей.
  6. Трудность запоминания устных указаний.

Но, не у всех учащихся, испытывающих дискомфорт с этими навыками, возникает дислексия. Тщательное тестирование навыков чтения, языка и письма — единственный способ подтвердить диагноз.

Коррекция дислексии

Любая болезнь должна лечиться. Процесс коррекции дислексии нужно начинать сразу, после постановки диагноза. Чем раньше учащийся научится преодолевать сложности, возникшие перед ним сейчас, тем лучше он будет адаптироваться к жизни во время своего взросления.

Ранняя коррекция дислексии, способствует избеганию сложностей, которые возникают у учащегося, начиная со школы. Упражнения, методики, курсы, все это не нужно откладывать в долгий ящик. Помощь ребенку необходима уже сейчас.

На фоне множества техник коррекции, методик и курсов для детей с дислексией, подробнее стоит выделить методики Дэйвиса и Корнева.

Методика Дэйвиса

Рональд Д. Дэйвис утверждал, что люди с дислексией — это мыслители, которые испытывают дезориентацию восприятия времени, зрения, слуха или баланса и координации. Методика Дэйвиса предлагает решение, основанное на двух элементах:

  1. Учащийся должен научиться контролировать дезориентацию.
  2. Учащемуся помогают устранить корневые причины появления дезориентации.

Контроль дезориентации

Самое главное, это обучение ребенка приемам, которые помогут ему понимать, когда он дезориентирован. Потеря ориентации восстанавливается просто, но для этого ученику необходимо принять это положение.

Научить ребенка ориентироваться в таких ситуациях даже проще, чем объяснить опасность огня. При дезориентации, он или она должен научиться использовать мышление, с помощью которого, выбраться из этого состояния. Выглядит, как осмысленный контроль нашего сознания.

За время существования методики Дэйвиса, было создано немало способов для обучения контролю дезориентации. Самым эффективным считается — Davis Orientation Counseling. Пользуясь этой техникой, ученик обучается мысленному переходу из своей позиции, в которой он сейчас оказался, в позицию наблюдателя. Используя переход в целях объекта для концентрации внимания.

Контроль дезориентации необходим для продолжения курса. Если учащийся научиться осознавать себя в пространстве, то впоследствии начнет правильно воспринимать буквы, а затем целые слова.

Одно и то же слово, для учащегося может выглядеть каждый раз по-новому. Победа над дезориентацией помогает ученику прогрессировать в обучении дальше.

Методы, используемые в курсе, очень просты для детей с дислексией. В основе программы стоит воображение, которым ученики пользуются весьма умело.

После прохождения начального этапа, научившийся контролировать, потерю ориентации ученик, делает большой прорыв в обучении, так как дезориентация была его основным препятствием на пути прогресса.

Возможно, все накопленные знания, полученные за годы обучения обычной школьной программой, скапливались в подсознании учащегося. Но получив контроль над собой, знания становятся на место, а скорость обучения возрастает в десятки раз.

К сожалению, убрав из списка проблем дезориентацию, дислексия никуда не пропадет. Ученик решил, промежуточную проблему, а не основную причину. Для избегания повторения симптомов, нужно полностью искоренять основную причину. Нужно ликвидировать факторы, которые вызывают дезориентацию.

Устранение путаницы в письменности – техника глиняного алфавита

Дезориентация часто вызывается отдельными письмами, которые визуально путают с дислексией. Например, ученику может быть трудно, отличить букву «Г» от «Т» из-за их похожей внешности. Либо букву «Ш» от «Щ», из-за письменной и звуковой схожести.

Глиняные буквы

Первым шагом к решению дислексии заключается в создании букв алфавита из глины. Использование глины, объясняется тем, что она является физическим трехмерным объектом и включает в себя творческую составляющую. С помощью литья букв из глины, алфавит уже не является чем-то произвольным, а тем, что сделал ребенок.

Наблюдая за тем, как ученик формирует буквы, и как они реагируют на произнесение названий букв, легко определить буквы, являющиеся «пусковыми механизмами» дезориентации, замешательства и неправильного восприятия, и тут же помочь ученику преодолеть дискомфорт, вызванный этим письмом.

Ученик моделирует два полных алфавита, сначала прописные буквы, затем строчные. По мере освоения каждого набора букв, учащийся запоминает правильную форму, название и последовательность каждой буквы.

Создание алфавита сопровождается аналогичной работой со знаками препинания. При наличии этих знаний, учащийся может использовать важный инструмент обучения, который доступен мыслящему ребенку: способность исследовать значение слов в словаре.

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения и профилактика

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников

Понятие «дислексия» не знакомо обычному человеку, поэтому столкнувшись с ним, многие родители впадают в панику. Услышать такой диагноз могут даже те семьи, которые до поступления ребенка в школу активно занимались его развитием.

Внешне совершенно здоровый малыш, который способен наизусть выучить огромное стихотворение, нарисовать красивую картинку и показать гимнастический трюк, может обладать этим специфическим недугом.

Родителям важно как можно скорее принять меры по коррекции дислексии.

Дислексия и ее причины

Дислексия – это неврологическое нарушение или расстройство психики, при котором какая-то структура коры мозга блокирует работу анализатора, выражающееся в нарушении общей обучаемости и правильном восприятии цифр, знаков и букв. Различают несколько видов патологии: фонематическую, аграмматическую, оптическую, мнестическую или семантическую.

Нарушение обнаруживается в подготовительной группе детского сада или в первом классе школы, когда ребенок пытается научиться читать и писать. До 1887 года таких детей считали необучаемыми, однако врач Рудольф Берлин исследовал эту проблему и отметил, что дети с таким расстройством могут иметь высокий коэффициент интеллекта и незаурядные способности.

Дислексия обнаруживается у 4,7 % детей, поступающих в школу. Чаще нарушение встречается у мальчиков, а также у детей, пользующихся левой рукой для письма и имеющих правополушарный тип мышления.

Врожденные факторы формирования дислексии

Ученые сходятся во мнении, что нарушение зачастую является врожденным, чему способствуют следующие причины:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробное повреждение головного мозга из-за кислородного голодания, вызванного анемией, заболеваниями сердца у матери или плода; отклонениях в развитии пуповины; неправильного прикрепления плодного яйца; преждевременной отслойкой плаценты, асфиксией или длительным безводным периодом в родах;
  • повреждение головного мозга вследствие цитотоксического влияния высокой концентрации билирубина;
  • поражение центральной нервной системы ребенка в перинатальный период токсинами алкоголя и медикаментов;
  • гемолитическая болезнь, развивающаяся при резусной или групповой несовместимости крови матери и ребенка;
  • патология мозолистого тела мозга, появившаяся в эмбриональном периоде;
  • перенесенные будущей матерью инфекционные заболевания, такие как краснуха, корь, герпес, ветряная оспа, грипп;
  • механические повреждения черепа в родах из-за узкого таза матери, врачебных манипуляций и внутричерепных кровоизлияний.

Причины приобретенной дислексии

В редких случаях утрата навыка правильного восприятия знаков, букв и цифр приобретается после рождения. Проблема может появиться из-за неправильного функционирования отдельного участка мозга, спровоцированного некоторыми причинами:

  • задержка психического развития проявившаяся как последствие дефицита общения родителей с малышом, неблагоприятного психологического микроклимата в семье, отсутствия достаточного развития и воспитания;
  • общая умственная отсталость;
  • на фоне детского церебрального паралича;
  • нейроинфекция;
  • перенесенная в раннем детстве черепно-мозговая травма, сотрясение мозга.

Механизм дислексии

Навык чтения и письма как психофизиологический процесс возможен за счет слаженной работы таких анализаторов мозга, как зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Человеческий мозг, в процессе чтения, проходит через несколько этапов:

  1. воспринимает буквы, узнает их и различает;
  2. соотносит их с соответствующими звуками;
  3. складывает звуки в слоги;
  4. объединяет слоги в слова, а их затем в предложения;
  5. понимает и осознает прочитанное.

Ребенок не может воспроизвести только что прочитанную информацию, при чтении путает звуки, переставляя их местами.

Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы

Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:

  1. Аграмматическая дислексия – проявляется в неспособности согласовать окончания слов между собой (например, число и род существительных и прилагательных) и неправильном произношении приставок и суффиксов слов («вкусная пирог», «из стулу», «коричневый медведи»). Эта патология наблюдается при недоразвитии грамматического строя речи, функциональных, синтаксических и морфологических обобщений (рекомендуем прочитать: фонематическое недоразвитие речи: что это такое?). Аграмматизмы проявляются как в устной речи, так и на письме.
  2. Мнестическая – выражается в невозможности соотнести зрительный образ буквы и произнесение звука (акустический образ). Ребенок с мнестической формой дислексии не может запомнить, какой звук соответствует букве, из-за нарушения речевой памяти. В речи и на письме он подменяет непонятный ему звук другой буквой («птичка»).
  3. Фонематическая – обнаруживается при смешивании и подмене фонем с нарушением смысла слова. Дети с фонематической формой нарушения путают значение слов, близких по звучанию (зверь – дверь, том – дом) и меняют порядок букв или слогов в слове (банка – кабан, лиса — сила).
  4. Семантическая дислексия или «механическое чтение» – обнаруживается в непонимании смысловой и синтаксической связи единиц предложения, значения отдельных слов, невозможности пересказать смысл прочитанного текста. При этом ребенок может бегло читать, правильно выговаривая слова, буквы и слоги. Такая разновидность патологии возникает из-за скудности словаря и несформированности слогового синтеза.
  5. Оптическая дислексия – выражается в затруднении отличить друг от друга визуально схожие буквы («О» и «С», «П» и «Н», «Д» и «А») при чтении слов и предложений из-за несформированности зрительно-пространственных представлений. При таком виде недуга ребенок может во время чтения перескакивать с одной строки на другую или читать зеркально (справа налево).
  6. Тактильная дислексия – проявляется у слабовидящих и слепых детей с нечетким тактильным восприятием, особенно при чтении книг, напечатанных азбукой Брайля. Ребенок хаотично водит пальцами по книге, пропускает буквы, теряет смысл прочитанного текста.

Диагностика дислексии

На раннем этапе развития ребенка уже можно самостоятельно диагностировать проявления (особенно фонематическую и мнестическую форму), свидетельствующие о возможной предрасположенности к данной патологии. Наблюдательные родители должны обратить внимание на следующие симптомы, проявляющиеся в 5-6 лет, чтобы вовремя обратиться к специалистам для дальнейшей проверки и коррекции:

  • позднее начало говорения;
  • невнимательность и нежелание читать самостоятельно вслух;
  • путаница с определением верх — низ, право – лево;
  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • неуклюжий способ удержания ручки или карандаша;
  • плохая память и медленно пополняемый словарный запас;
  • замена слов и букв при пересказе просмотренного мультфильма и услышанного рассказа.

Заметив какие-либо симптомы нужно обращаться к логопеду, который соберет подробную характеристику и проведет тестирование по методу советского врача А. Н. Корнеева.

Специалист попросит ребенка совершить несколько действий: перечислить дни недели и времена года, скопировать предложенные жесты (например, хлопнуть, сжать кулак, помахать рукой), повторить какие-либо логические цепочки, повторить сложно произносимые слова, образовать форму множественного числа для предложенного существительного и прилагательного.

Дополнительно ребенок должен посетить отоларинголога, окулиста и психоневролога на выявление проблем со зрением, слухом и уровнем умственного развития. Генетическая предрасположенность выявляется при помощи анализа гена DCDC2.

Методы коррекции

Дислексия – это заболевание, которое может быть полностью излечено при своевременном обращении к специалистам (до 10-летнего возраста), адекватном и тщательном соблюдении всех необходимых условий. Каждый подвид патологии можно лечить специальными упражнениями в соответствии с проявлением свойственных ему симптомов, медленно и трудно, однако улучшение будет в любом случае.

Современная медицина предлагает несколько методик, помогающих решить проблему дислексии у малыша:

  1. Аграмматическая разновидность дислексии требует коррекционной работы по усвоению закономерностей языка, регулирующих правильность построения слов, предложений. Специалист предлагает ребенку составлять простые предложения, в которых слова правильно согласованы по падежу, числу и имеют соответствующие окончания, постепенно усложняя задачу.
  2. Мнестическая форма нуждается в развитии слухоречевой и речезрительной памяти. Упражнения на корректировку патологии представляют собой произнесение звуков и представление ребенку предметов или видео явно напоминающих букву, соответствующую этому звуку. Мнестическая дислексия легче других форм поддается исправлению.
  3. Фонематическая форма дислексии предполагает корректировку звукопроизношения и формирование понятия о звукобуквенном составе слова. Логопед проводит артикуляционные упражнения, а затем начинает работу над сопоставлением разных звуков при прослушивании и произношении.
  4. Семантический вид дислексии требует коррекции понимания школьником грамматических правил, увеличения словаря и развития слогового синтеза. Эффективно помогает корректировать патологию у младших школьников метод Рональда Дейвиса, состоящий из заданий на создание мысленных образов, переключение, упражнения на разряжение воображения, нахождение точки ориентации, определение себя в пространстве, освоение простых символов и их сопоставление со словами.
  5. Оптическая разновидность дислексии корректируется работой над зрительно-пространственным представлением и анализом зрительного восприятия знаков, букв и цифр. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он прорабатывает зрительный образ буквы (ищет ее, дорисовывает недостающие части, лепит из пластилина, выделяет внутри слова, составляет из подручных предметов). Дополнительно необходимо ограничить пребывание ребенка за компьютером.
  6. Тактильный вид дислексии предполагает разбор схем и развитие представления с опорой на тактильные ощущения.

Упражнения

Специалистами разработано множество заданий, помогающих не только справиться с проявлениями недуга, но и развить мышление малыша дошкольного возраста:

  • Поочередно замыкать в кольцо каждый палец с большим пальцем. Сначала на одной руке, затем одновременно на двух.
  • Заучивание и повторение скороговорок (исправление семантической разновидности дислексии).

  • Сжимание маленького резинового мячика рукой и перекладывание его в другую руку во время произношения разных слогов (устранение фонематической дислексии).
  • Составление рассказов по картинке (профилактика мнестической дислексии).
  • Буквенные трафареты.
  • Одновременное чтение текста вместе с взрослым.

    Сначала читать нужно вслух синхронно, затем про себя. Затем тот же текст ребенок должен прочитать самостоятельно.

  • Рисование двумя руками симметричных рисунков или букв (фонематическая).
  • «Лодочка — замочек» учит складывать слоги из букв. Сочетание согласный – гласный – это лодочка и должно произноситься плавно.

    Сочетание согласный-согласный – это замочек и должно выговариваться резко и отрывисто. Так ребенок учится составлять слоги и правильно их произносить (мнестическая).

  • Игра на нахождение окончания у предложенного слова (теле(фон), компью(тер).

  • «Корректурная проба» — упражнение, при выполнении которого ребенку предлагается короткий текст, где нужно зачеркнуть или обвести в кружок все буквы «а», затем «б, в, г».
  • Поиск пропущенных букв в слове.

Прогноз и меры профилактики

Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии.

Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания.

Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.

Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.

На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.