Вопросы для самоанализа

Содержание

2 упражнения, 4 инструмента и 6 методов самопознания [полезные ссылки внутри] — Офтоп на vc.ru

Вопросы для самоанализа

Самопознание и самооценка своей личности – важнейшая часть саморазвития. Прежде всего это не самокопание и не чрезмерная поглощенность собой, а реалистичная оценка составляющих вашего «я» :

  • способностей;
  • недостатков;
  • достижений;
  • ошибок;
  • мотивации;
  • предпочтений;
  • жизненной позиции;
  • влияния на окружающих;
  • пробелов в знаниях.

В свою очередь, трезво осознавая, кто вы есть и какое влияние оказываете на других, вы станете более открытым, эмпатичным, начнете взаимодействовать с людьми, не поступаясь жизненными принципами.

Самопознание предполагает не что иное, как раскрытие вашего потенциала.Успех достигается не исправлением своих недостатков, а фокусировкой на сильных сторонах.

Но как это можно сделать не зная, какие твои сильные стороны? Для этого существует ряд инструментов самоанализа.

Упражнение 1.1: самопознание

  • Заведите дневник и отмечайте в нем мотивы принятия тех или иных ключевых решений. Периодически возвращайтесь к записям, чтобы проанализировать эти решения / действия и их последствия. Правильными ли были ваши предположения? Не требует ли подход дополнительной корректировки?
  • Фиксируйте мысли и чувства относительно тех или иных ситуаций и людей. Вам будет легче понять свои эмоции. Почему конкретный человек вызывает у вас раздражение? Почему вы всегда взрываетесь в какой-то ситуации? Есть ли в вашем поведении повторяющиеся сценарии? С этой информацией вы«перепрограммируете» мозг на более продуктивную реакцию в следующий раз.

Упражнение 1.2: эмоциональный интеллект

Чтобы определить свой эмоциональный интеллект, попробуйте ответить наследующие вопросы:

  • Насколько хорошо вы контролируете себя?
  • Понимаете ли вы свои эмоции?
  • Можете ли вы концентрировать внимание и не отвлекаться?
  • Умеете ли вы адаптироваться?
  • Насколько хорошо вы знаете свои сильные и слабые стороны?
  • Осознаете ли вы, когда эмоции мешают или, наоборот, помогают вам мыслить?
  • Способны ли вы контролировать свою реакцию на события?
  • Сохраняете ли вы оптимизм, когда другие теряют надежду?
  • Насколько эффективно вы выстраиваете отношения?
  • Знаете ли вы, как ладить с людьми?
  • Даете ли обратную связь, наставляете, консультируете?
  • Понимаете ли вы эмоции и настроение окружающих?
  • Вызываете ли вы доверие у людей?
  • Понятно ли ваше видение другим людям?
  • Выстраиваете ли вы близкие взаимоотношения?
  • Вы командный игрок?

Перечисленные вопросы не являются полноценным анализом EQ – скорее они призваны побудить вас к самоанализу. Тем, кто хотел бы провести полную оценку своего EQ, рекомендую следующие научно обоснованные, надежные инструменты:

  • Тест эмоционального интеллекта Мейера – Сэловея – Карузо.
  • Опросник на эмоциональную и социальную компетентность (ESCI)36.
  • Карта эмоционального интеллекта Essi System37.

Инструмент 1: StrengthsFinder 2.0 (платный)

StrengthsFinder 2.0, разработанный Институтом Гэллапа, помогает выделить пятьосновных талантов. По определению, таланты – это повторяющиеся паттерны мышления,чувств и поведения, которым можно найти продуктивное применение 38. Наши талантыпомогают нам понять, кто мы такие. Они:

  • характеризуют нас;
  • влияют на наш выбор;
  • направляют наши действия;
  • объясняют, почему одно удается нам лучше, чем другое;
  • помогают отфильтровывать работу;
  • несут в себе колоссальный потенциал.

Подробнее см. www.strengthsfinder.com

Инструмент 2: «Ценности в действии» (VIA) (бесплатно)

Еще один интересный бесплатный онлайн-инструмент называется «Ценности вдействии» (www.viacharacter.org). Он акцентирует внимание на уникальных преимуществах(в отличие от навыков и интересов), ключевых характеристиках личности, которыестимулируют вовлеченность и формируют ваше мышление, чувства и поведение.

Вот мои топ 5 характеристик (всего их 24):

  • Любопытство (любознательность)Интерес и стремление к новизне, открытость к новому опыту. Интерес как самоценность, которая проходит через весь опыт; способность увлекаться явлениями, темами и предметами, интерес к наблюдению и исследованию.
  • Честность (искренность, целостность)Привычка говорить правду в широком смысле – как способность выражать себя и действовать искренне и естественно; не строить из себя кого-то, кем ты не являешься; брать ответственность за свои чувства и поступки.
  • Любовь к учению. Постижениие новых умений, тем и сфер знаний как самостоятельно, так и в учебном заведении. Эта черта связана с любознательностью, но выходит за ее рамки.Стремление к систематическому приумножению знаний.
  • БеспристрастностьСпособность одинаково относиться к людям в соответствии с общечеловеческими представлениями о честности и справедливости; не позволять личным чувствам формировать предвзятое отношение к другим; предоставлять каждому равные,справедливые шансы.
  • Оптимизм (надежда, ориентация на будущее)Ожидание лучшего от будущего и готовность работать для достижения высокой цели; вера в то, что достичь успеха можно благодаря собственным усилиям.

Инструмент 3: индикатор типов личности по методике Майерс – Бриггс

Он применяется в компаниях по всему миру и оценивает поведенческие склонности по четырем областям:

  • Экстраверсия или интроверсия (E или I): как вы даете / получаете энергию или фокусируете свое внимание. Вам комфортнее находиться среди людей или в одиночестве?
  • Здравый смысл или интуиция (S или N): как вы предпочитаете собирать /использовать информацию. Полагаетесь ли вы на свои пять органов чувств или в основном прислушиваетесь к интуиции?
  • Мышление или чувства (T или F): как вы принимаете решения (головой или сердцем). Вы больше полагаетесь на логику или на чувства (ваши или других людей) в процессе принятия решений?
  • Суждение или восприятие (J или P): как вы руководите своей жизнью и общаетесь с окружающим миром. Вы хорошо организованный человек и любите все планировать? Или вам нравится быть гибким и открытым самым разным вариантам?

После тестирования ваши основные предпочтения будут суммированы, и вы получите персональный тип личности в виде причудливого акронима из четырех букв, например ENTPили ISFJ39. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны.

Их внимательное изучение позволит вам понять, что помешает продуктивности, а что усилит ее. Нашел неплохой тест здесь и здесь. И еще можете пройти один ниже.

Советую пройти все три, потому что результаты получились разные, но отличая лишь в одной букве, соединив можно увидеть свой результат.

Инструмент 4: модель DISC

Модель DISC – еще одна система личностного профиля, которая стремительно набирает популярность. Она оценивает людей по четырем поведенческим стилям:доминирование (Dominance), влияние (Influence), стабильность (Steadiness) и осознанность(Conscientiousness).

Прошел тест здесь. Расшифровал результат с помощью этого файла.Есть много платных и очень полезных материалов на английском здесь.

Поговорите с собой

Посмотрите на себя со стороны. Как вы считаете, какие у вас есть таланты? В чем вы хороши? Что вам дается не очень?

Обратная связь “360-градусов”

Обратная связь «360 градусов» — формальный процесс оценки навыков и поведения с помощью различных источников — ваших коллег, начальства, подчиненных, поставщиков и клиентов.

Для получения детальной картины целесообразно привлечь респондентов вне работы, например друзей и родственников. За счет огромного количества разносторонней информации этот метод может стать самым конструктивным инструментом лидерского развития.

С его помощью легко определить области, в которых, по мнению окружающих, у вас больше всего преимуществ, а также слабые стороны.

Вот вопросы которые стоит задавать людям:

  • Какими преимуществами я обладаю, на ваш взгляд?
  • Какими из них, на ваш взгляд, я пользуюсь максимально эффективно? (По возможностиприведите в пример конкретные ситуации.)
  • Какие свои ключевые таланты я мог бы использовать активнее?
  • Есть ли у меня какие-либо серьезные слабости, которые угрожают производительности?(По возможности назовите их.) Как, по-вашему, я могу это исправить?
  • Как я мог бы, на ваш взгляд, с максимальной пользой применить свои таланты?
  • Не слишком ли я активно или неподходящим образом проявляю некоторые способности,так, что оказываю негативное воздействие? Что бы вы могли мне посоветовать в связи с этим?

Загляните в прошлое

Что у вас получалось лучше всего, когда вы были ребенком и подростком (а может, и сейчас получается)? Какие навыки передали вам родители, тренеры, педагоги? Перечислите, какими хобби вы увлекались. Возможно, в старших классах вы получали удовольствие от проведения научных экспериментов или зачитывались классической литературой, с нетерпением ждали занятий в спортивной секции или пели в хоре.

  • Приходят ли вам на ум конкретные ситуации на работе, когда вы добивались того, чем можно гордиться?
  • В каком роде деятельности и при выполнении каких обязанностей вы демонстрировали высокие результаты?
  • За какие конкретные задачи вы получили признание или вознаграждение?
  • Какой связанный с работой опыт или какие внешние факторы повлияли на развитие ваших способностей?
  • Какие навыки вы освоили легко и быстро?
  • К каким задачам вас привлекали или вы сами вызывались выполнить их?

Отметьте, какие навыки вы использовали и что сделали, чтобы добиться блестящих результатов. Сфокусируйтесь на своих талантах.

Ошибки и неудачи

Вспомните, когда вы потерпели крах, — например, проект, в котором вы участвовали,провалился. Подумайте, что вы могли сделать лучше. Возможно, вы переусердствовали и зашли слишком далеко? Или это ваша слабая сторона? Какие уроки вы усвоили? Важно вытащить из глубин памяти проблематичные задачи, чтобы понять, как лучше реагировать на схожие ситуации в будущем.

Ваши увлечения и удовольствия

  • Какая работа заряжает вас энергией?
  • Чему вы любите учиться?
  • Какие дела даются вам легко и доставляют удовольствие?
  • Когда вам кажется, что время пролетает незаметно?
  • Как выглядит ваш идеальный рабочий день?
  • Какими делами вам не терпится заняться?
  • Какие у вас хобби или любимые проекты?
  • Решение каких задач вызывает чувство удовлетворения?
  • За какими делами вы чувствуете себя самим собой?
  • Когда вы чувствуете себя особенно счастливым на работе?

Ваши антипатии и тревоги

  • Какие задания вызывают у вас ужас?
  • Какую работу вы выполняете плохо?
  • Какие задания истощают силы?
  • Какие задания всегда давались вам тяжело и не становятся легче с годами?
  • Что вы откладываете на потом?
  • Какие дела вызывают у вас тревогу?
  • Что заставляет чувствовать себя ущербным, неадекватным?

После того, как соберете данные – отобразите их в такой диаграмме для удобного анализа:

Каждый из приведенных здесь методов, инструментов и техник раскрывает вас с разных сторон. Рекомендуется использовать все, чтобы “прочно стоять на ногах”.

Не забудьте отправить друзьями коллегам 😉

Текст написан по книге “Вдохновляющий лидер” Ян Мульфейт и Мелина Кости.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Шесть необычных вопросов для ежедневного самоанализа

Вопросы для самоанализа

Бизнесхак

Шесть необычных вопросов для ежедневного самоанализа

20 февраля 3 711 просмотров

Лариса Парфентьева

Если представить успех в виде конструктора, то элементом, без которого не получится ничего собрать, будет умение задавать правильные вопросы.

Один вопрос — это уже 95% успешного выполнения задачи.

Собрала несколько необычных, чтобы вы задавали их себе каждый день.

Как писал Робин Шарма: «Задай правильный вопрос, и я обещаю: ответ, который ты ищешь, всплывёт сам собой — когда придёт время».

«Моя вода горячая?»

Если бросить лягушку в кипяток — она тут же выпрыгнет.

Если бросить ее в холодную воду, а потом постепенно нагревать, лягушка будет привыкать к температуре. Ничего не заметит и умрет.

По такому же принципу работает выгорание. Его нельзя заметить сразу. Ваша «вода» нагревается постепенно. Это усталость накапливается, пока не раскалится до предела.

Каждый день спрашивайте себя: «Моя вода горячая?». Обращайте внимание даже на небольшие изменения в своем настрое на работу. С маленькими проблемами справиться легче.

«А чего ты хочешь прямо сейчас?»

Недавно услышала интересную идею. Если видите, что человек, который был всегда бодр и инициативен, внезапно стал равнодушным и отрешенным, это повод порадоваться за него.

Уважайте апатию, ведь она сигнализирует, что пора изменить свои привычные действия. Может сменить работу, распорядок дня или окружение. Многие из нас, возможно, никогда ничего не достигли, если бы не ощущение, что ты уже «на дне».

Чтобы как следует подняться, нужно оттолкнуться от дна и выплыть.

Если видите, что ваш коллега, близкий друг или родственник ко всему безразличен, спросите его: «А чего ты хочешь сейчас?».

Если этот человек — вы, то дайте себе немного времени. А потом ответьте на вопрос: «Чего я хочу прямо сейчас?». Что самое легкое, простое и доступное вы можете сделать, чтобы изменить настоящее?

Источник

«Где ты сейчас?»

Я не верю, что можно быть полностью сбалансированной личностью. Какие-то сферы жизни всегда будут немного «западать». Например, карьера будет требовать от нас отказа от личной жизни или наоборот. Гораздо важнее вовремя останавливаться и задавать себе вопрос: «Где я сейчас?».

Он помогает вернуться в настоящий момент и вспомнить, все ли ваши действия так важны.

А еще этот вопрос вырывает нас из состояния, когда мы живем на «автопилоте». Например, когда преувеличиваем, что у нас все плохо.

«Пора устроить бунт?»

Компанию IKEA считали сборищем безумцев.

И было за что: новая бизнес-модель, продажа мебели по каталогу, структура магазинов и процент от продаж сотрудникам — все шло вразрез с существующими порядками, но каждый раз приносило успех.

Все разрушенные шаблоны стали кирпичиками той компании, которая существует сейчас.

Задавайте себе вопрос: «Пора устроить бунт?», чтобы делать так же, как IKEA.

Смысл не в том, чтобы объявить войну привычному распорядку ради самой войны. Важно найти такие идеи, которые никто раньше не использовал. Идти по своему пути, а не подражать.

Источник

«Что я делаю?»

Когда человек много работает, ездит в командировки, берет работу на дом, про него говорят: «Какой он продуктивный!».

А ведь продуктивность — это не о том, чтобы работать больше.

Того, кто ставит цели и достигает их, можно назвать продуктивным.

Он ставит план и выполняет его, не сидит допоздна на работе и уходит вовремя.

В каком-то смысле, каждый из нас уже продуктивен.

Если вы пойдете вечером отдыхать с друзьями, но не сможете расслабиться и будете заняты своими мыслями, значит, не выполните желаемого. Это непродуктивно.

Работать в отпуске — тоже непродуктивно, ведь отпуск вам нужен, чтобы отдохнуть.

Спрашивайте себя: «Что я делаю?», чтобы понять, продуктивны ли вы сейчас.

«Моя голова пустая?»

Голова — плохое место для запоминания идей. Считается, что мозг способен одновременно удержать не более 3–4 задач за один раз. На практике их гораздо больше.

Один мой знакомый считает: «Не записано, значит, этого не существует». Я с ним согласна. Это ведь какой стресс — все время думать о том, чтобы ничего не забыть.

Пришла идея в голову — надо ее запомнить.

Вспомнили, что надо купить молоко домой — надо не забыть до вечера.

Прочитали классную шутку — надо использовать на презентации, только бы не забыть!

Несколько раз в день спрашивайте себя: «Моя голова пустая?».

Это станет сигналом, что пора выписать идеи из головы в заметки телефона; перенести встречу из мыслей в календарь; записать дело в ежедневник.

Это подарит голове покой и свободу для новых мыслей.

Источник обложки

Интересные мини-тесты для психологического самоанализа

Вопросы для самоанализа

Эти тесты не объясняют особенности вашего темперамента, а раскрывают их самые яркие стороны. Если вы хотите с интересом провести ближайшие пять-десять минут, то приступайте к заданиям.

Тест первый: темный лес

Подготовьтесь к тесту. Выбросите из головы лишние мысли, сосредоточьтесь на дыхании, расслабьтесь. Первая часть теста очень важна, она подобна медитации, потому что должно на максимум быть настроено ваше воображение. Нужна полная тишина и уединение. Не читайте расшифровку ваших представлений о ситуации, которую мы будет сейчас описывать.

ВЫ идете по дороге. Постарайтесь хорошенько представить себе эту дорогу во всех мелочах. Что вокруг вас, что вдали, что по бокам, что позади. Внезапно, вы понимаете, что идете около темного леса, в котором деревья растут так густо, что не видно абсолютно ничего.

Дорога заканчивается. Теперь вам можно пойти только налево или направо. Вы выбираете сторону. Теперь вы в лесу. Вы осторожно обходите деревья, прислушиваясь к каждому звуку. Вы двигаетесь какое-то время вперед до тех пор, пока не выходите на небольшую поляну.

НА этой поляне появляется дикий зверь. Вам становится страшно, но вдруг вы замечаете, что на поляне также есть магическая дверь, которая должна вести в тихое и спокойное место. Теперь вам предстоит сделать выбор — либо двигаться очень медленно и скрытно и пытаться остаться незамеченными, либо же побежать или пойти к двери решительным шагом. Вы беретесь за ручку двери, пробуете открыть ее.

У этой истории нет разумного конца, поэтому вам нужно остановиться на этой ноте. Итак, что же у нас получается. Постарайтесь вспомнить несколько важных моментов. Каждый из них очень важен.

1. Для начала вспомните, какое время суток у вас было.

  • если была темная ночь, то вы человек последовательный, у вас развита логика;
  • если у вас были сумерки, то вы являетесь весьма творческой натурой;
  • если же вы представили себе день, то вы весьма созидательны в своих начинаниях и любите решать все посредством метода проб и ошибок.

2. Что было вокруг дороги? Это покажет то, какова ваша коммуникация, насколько она развита.

  • пустынное место означает, что вы склонны к общению, вы не привыкли себя ограничивать;
  • если вокруг вас много всяких объектов, то вам не хватает общения, любви, дружбы.

3. В какую сторону вы пошли?

  • если вы пошли в левую сторону, то вы являетесь человеком с развитыми математическими способностями;
  • выбрав правую сторону, вы, скорее всего, больше любите искусство, а не цифры. Вы чувственная натура.

4. Теперь посмотрим, как широко вы мыслите. Какого размера была поляна?

  • большая поляна свидетельствует о том, что вы умеете мыслить широко и быстро находите выход из любой ситуации;
  • маленькая полянка свидетельствует о замкнутости вашего мышления. Вы редко замечаете важные детали.

5. Дики зверь был большим или маленьким?

  • Маленький зверь означает, что вы человек оптимистичный и самоуверенный;
  • Большой зверь говорит о том, что вы пессимист или реалист, но видите проблемы значительно более трудными, чем есть на самом деле. Вы любите преувеличивать.

6. Очевидно, что движение к двери означает вашу смелость. Тут все предсказуемо. Вы либо идете в обход проблемам, либо рискуете.

7. Где появилась дверь?

  • если она была слева от вас, то вам нужно задуматься над насущными проблемами в жизни;
  • если она была посередине, то вам следует больше планировать дел на будущее, а не оставлять все на потом;
  • если дверь справа, то вам необходимо задуматься над духовными неурядицами. Вас тревожат любовные неурядицы.

8. Какая ручка была у вашей двери?

  • Круглая ручка означает ваше стремление к дипломатии. Вы любите решать вопросы так, чтобы все остались в выигрыше. Вы не хотите никого обидеть;
  • ручка плоска, которая двигается вверх или вниз — это показатель человека эгоистичного. Ваши действия направлены на личную выгоду, вы целеустремленный человек, но в жизни у вас бывают проблемы из-за этого.

Тест второй: круглая комната

Представьте себе, что вы находитесь в идеально круглой комнате. Представьте все до малейших деталей. Пока что у вас есть только дверь, ведущая в эту идеально круглую комнату. Вы внутри.

Сейчас вам нужно будет медленно наполнять комнату вещами. Перед этим представьте себе, что вы находитесь там, вы чувствуете абсолютно всё. В комнате пока нет ни окон, ничего. Вы стоите.

Ваши чувства максимально обострены. Запомните этот момент.

Теперь в комнате появляется окно, в которое можно увидеть то, что снаружи комнаты. Теперь вы достаточно тут пробыли и, наконец-таки, собираетесь уходить. Подойдите к двери. Откройте ее. Вы снаружи.

Ответы на тест:

1. Был ли свет в вашей комнате, когда в ней не было еще окна?

  • Если был, то это значит, что ваша жизнь направлена на создание благоприятных условий для своего существования. Вы не ждете, а действуете.
  • Если не было, то вы предпочитаете подстраиваться под внешние условия среды. Например, пока вам не понадобится новое знание, вы не будете его получать. Пока у вас не будет резкой нужды в чем-то, вы будете находиться внутри зоны комфорта.

2. Какого цвета была ваша комната, когда включился свет?

  • Темная — вы мудры и великодушны. Вы прислушиваетесь к советам других.
  • Светлая — вы открытый человек, но эгоистичный. Предпочитаете учиться на ошибках.

3. Где была дверь по отношению к вам?

  • Сбоку или спереди расположенные двери выбирают те, кто привык сам решать свои проблемы. Вы знаете, чего хотите, когда хотите и почему хотите. Скорее всего, у вас в жизни есть конкретная цель.
  • Если дверь была позади вас, то это свидетельствует о том, что вы предпочитаете не видеть ваши проблемы. Вам нравится плыть по течению, вам нравится беззаботная жизнь.

4. Много ли вещей вы представили себе?

  • Если ваша комната стала насыщенной мебелью, то вы желаете большего. Вы амбициозны по жизни и постоянно работаете над собой.
  • Если ваша комната так и осталась пустой, то вы привыкли довольствоваться тем, что имеете. Вы человек скромный по своей натуре.

5. Где появилось окно?

  • Если оно появилось слева, то вы познаете мир посредством чужого опыта, изучения чужих ошибок.
  • Если оно появилось справа, то вам ближе эмпирический путь, то есть метод проб и ошибок. Вы сами пробуете идти по какому-то пути, не требуя ни от кого помощи.

6. Что снаружи комнаты?

  • Если за окном город, то вы общительны и всегда стремитесь к новым знакомствам. Вам хорошо в коллективе, в компании.
  • Если за окном природа, то вы любите уединение. Вы не доверяете людям, даже близким. Вы интроверт.
  • Если за окном ничего не было, то вы замкнутая личность. Эта замкнутость идет вам во вред.

7. В какую сторону открывается дверь?

  • Если дверь открывается вовнутрь, то вы ищете причины своих проблем только в себе, вы самокритичны, не пасуете перед трудностями.
  • Если дверь открылась в противоположную от вас сторону, то трудности постоянно входят в вашу жизнь. У вас в жизни царит беспорядок, однако вам это нравится. Вас все устраивает. Эта неоднозначность вас провоцирует к движению вперед.

Эти два теста составлены опытными психологами. С высокой точностью они помогают вам понять свои слабые и сильные стороны. Эти тесты помогут вам задать верные вопросы самим себе, помогут узнать свое предназначение в жизни. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

06.11.2017 01:59

20 вопросов для самоанализа в трудные времена

Вопросы для самоанализа

Бывают моменты, когда все валится из рук, настроения нет, а проблемы, кажется, с каждой минутой наваливаются тяжестью. Что делать? Попробуйте сесть, успокоиться и задать себе эти вопросы. Они помогут вам обрести мир и идти дальше с новыми силами и позитивом.

1. Благодарен ли я?

Благодарность – отличная балансирующая сила. Она помогает нам стать добрее к самим себе и лучше понять, кем мы являемся на самом деле. Найдите что-то, за что вы должны быть благодарны, и напоминайте себе об этом каждый день.

2. Реалистичны ли мои ожидания и цели?

Иногда мы ставим себе цели выше, чем можно достичь быстро. Разбейте свои цели на несколько маленьких, но легко выполнимых этапов.

3. Какие действия я повторяю снова и снова, хотя это никогда не дает результат?

Часто мы совершаем одни и те же действия не потому, что они работают, а потому что нам так удобнее, или потому что мы слишком ленивы, чтобы что-то менять. Задумайтесь об этом, составьте список, и, возможно, совсем скоро что-то в вашей жизни изменится.

4. Что я могу сделать иначе?

Иногда перемены пугают. Однако знания – это достаточно большая сила, чтобы помочь в этом. Почитайте о том, как лучше что-то менять в своей жизни – всегда лучше делать это пошагово – и начинайте, хотя бы с чего-то небольшого.

5. Последователен ли я?

Создавайте себе небольшие планы – достаточно серьезные, чтобы помогать вам двигаться вперед, но не слишком большие, чтобы не было искушения их бросить на полпути.

6. С кем я провожу свое время?

Мы всегда на самом деле знаем, кто отравляет нам жизнь. Отстранитесь от этих людей. Конечно, их это разозлит, и, возможно, вас обвинят в том, что вы считаете себя лучше других… Но вдруг это так и есть?

7. Оптимистично ли я настроен?

«Я этого не смогу… Это никогда не сработает… Я – неудачник». Замените эти слова и мысли, например, такими: «Каждый день я становлюсь лучше и опытнее».

8. Не трачу ли я слишком много времени на жалобы?

Иногда нам всем очень хочется на что-то пожаловаться. Но важно помнить, что это будет всего лишь бесполезная трата времени и энергии. Попробуйте определить свои «триггеры». Что именно вас заставляет жаловаться? И вместо этого лучше повторите мантру из вопроса №7.

9. У меня больше хороших привычек, или плохих?

Составьте список всех своих привычек, хороших и плохих, а потом постепенно меняйте соотношение в пользу хороших.

10. Часто ли я смеюсь?

Говорят, что смех лечит и продлевает жизнь. Но главное то, что когда вы смеетесь, вы не думаете о том, что в вашей жизни что-то пошло не так. Вы просто наслаждаетесь своей жизнью здесь и сейчас, и чем больше будет таких моментов, тем лучше.

11. Достаточно ли я забочусь о своем физическом, ментальном и эмоциональном здоровье?

Никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами. Чем в худшей форме вы будете, тем меньше вы сможете достичь.

12. Достаточно ли я сплю?

Некоторым людям достаточно 4-5 часов, чтобы выспаться. Другим не хватает и семи. Определите, сколько нужно вам, и высыпайтесь. А если вы устали – сначала отдохните, а потом продолжайте работу.

13. Не слишком ли я занят размышлениями о плохом?

То, что мы думаем, и как мы думаем, отражается на наших действиях и их результате. Оптимизм не всегда подразумевает отсутствие реализма. Он означает, что когда вы сделаете все, что можете, вам останется только надеяться. Также важно помнить, что всевозможные зануды и любители жаловаться – не лучшие друзья для вас.

14. Не прокрастинатор ли я?

Каждый человек время от времени занимается прокрастинацией, однако одни это делают чаще, чем другие. Вернитесь к вопросу №5 и задумайтесь над составлением небольших планов.

15. Я окружил себя людьми-вампирами, или теми, кто меня подзаряжает?

От вампиров обязательно надо избавляться.

16. Действительно ли всё так плохо, как мне кажется?

Если на первый вопрос вы ответили «Да!», то это значит, что вы уже многому научились, и всё не так плохо. Изучите все свои ошибки и пообещайте себе больше никогда их не повторять.

17. Живу ли я ради себя?

Эта проблема знакома многим. В начале каждого дня попробуйте сделать что-нибудь для себя перед тем, как начинать делать что-то для остальных.

18. Использую ли я все имеющиеся у меня возможности?

Ответьте честно: проявляете ли вы полную отдачу? Если да, то будьте терпеливы. Ваши усилия обязательно принесут результат. Если нет – попытайтесь понять почему. Возможно, на самом деле эта причина уже не актуальна.

19. Кто мне может помочь?

Обращались ли вы за помощью? Знаете ли вы, к кому обращаться? Плохой совет – это всегда плохой совет, даже если он был дан с наилучшими намерениями. Найдите того, кто делал то, что делаете вы, и изучите путь этого человека. Его действия можете взять за основу своего плана, подкорректировав их в соответствии со своими целями и потребностями.

20. Кому я могу помочь?

Даже если вам кажется, что у вас всё идет очень плохо, кому-то в этот момент еще хуже. Найдите этого человека и помогите ему. Сделать жизнь другого лучше не так сложно, как кажется. А возможно, в процессе вы поймете, что и в вашей жизни не всё так плохо.

Что такое самоанализ?

Вопросы для самоанализа

Самоанализ ( самопознание, интроспекция ) – это процесс, который включает в себя взгляд внутрь, чтобы исследовать свои мысли, чувства и эмоции.

Данный термин часто используется в повседневном языке для обозначения неформального процесса исследования внутренней жизни, но этот же термин, самоанализ, также применяется к более формализованному процессу, который когда-то использовался в качестве экспериментальной техники в психологии.

Экспериментальное использование самоанализа ( интроспекции ) похоже на то, что вы можете делать, анализируя свои собственные мысли и чувства, но гораздо более структурированным и строгим образом.

Самоанализ как рефлексия. Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

 Самоанализ как рефлексия – это то, с чем большинство людей, вероятно, знакомы больше всего. Это предполагает неформальное изучение наших собственных внутренних мыслей и чувств.

Когда мы размышляем над своими мыслями, эмоциями и воспоминаниями и изучаем их значение, мы занимаемся самоанализом.

Самоанализ как метод исследования. Термин самоанализ также используется для описания техники исследования, которая была впервые разработана психологом Вильгельмом Вундтом. Метод Вундта, также известный как экспериментальное самонаблюдение, включал в себя обучение людей максимально тщательно и объективно анализировать содержание своих собственных мыслей. 

В лаборатории Вундта высококвалифицированным наблюдателям были представлены тщательно контролируемые сенсорные события. Затем этих людей попросили описать их умственные переживания этих событий. Вундт полагал, что наблюдатели должны быть в состоянии повышенного внимания к стимулам и контролировать ситуацию. Наблюдения также повторялись много раз.

Некоторые историки предполагают, что самоанализ не самый точный термин для обозначения методов, которые использовал Вундт. Самоанализ подразумевает определенный уровень самооценки. Методика, которую использовал Вундт, была достаточно строгой, контролируемой и жесткой экспериментальной техникой.

Критика самоанализа

В то время как экспериментальные методы Вундта помогли сделать психологию более научной дисциплиной, интроспективный метод (метод самоанализа) имел ряд заметных ограничений.

Использование интроспекции в качестве экспериментальной техники часто подвергалось критике, особенно использование метода Титченером. Научные школы полагали, что интроспекции ( самоанализу ) не хватает научной достоверности и объективности. Поскольку процесс самоанализа сильно субъективен, невозможно проверить или повторить результаты.

Несколько других проблем с самоанализом: 

  • Разные наблюдатели часто давали существенно разные ответы на одни и те же стимулы. 
  • Даже самые высококвалифицированные наблюдатели не были последовательны в своих ответах. 
  • Технику нельзя использовать с детьми или животными.
  • Самоанализ ограничен в его использовании; сложные предметы, такие как обучение, личность, психические расстройства и развитие, трудно или даже невозможно изучать с помощью этой техники. 
  • Сам акт анализа собственных мыслей играет роль в изменении восприятия опыта как такового.

Преимущества самоанализа

Хотя самоанализ ( интроспекция ) перестала пользоваться популярностью как метод научного исследования, у такого рода саморефлексии и самонаблюдения есть много потенциальных преимуществ.

Самоанализ может быть отличным источником личных знаний. Этот процесс предоставляет знания, которые невозможно добыть никаким другим способом. Это может помочь людям установить связь между различным опытом и своей реакцией на происходящие события. 

Так же самоанализ и привычка отслеживать свои чувства, эмоции и ощущения, осознавать свои реакции на определенные события – помогает развить осознанность в повседневной жизни. 

Основная же цель самоанализа — это понимание структуры своей психики, причинно-следственных связей, своих поступков и действий.

Истинные мотивы поступков, действий и событий с нами происходящих практически всегда кроются в подсознании и редко осознаются.

В своей книге «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн о описывает нашу «судьбу» как своеобразный жизненный сценарий, который передается нам в глубоком детстве вместе с генетикой, сказками, воспитанием и мировоззрением наших родителей.

Этот жизненный сценарий укладывается в нашу психику в том периоде, когда мы ещё не имеем ясного сознания и не можем фильтровать те или иные убеждения. То есть нам просто вкладывается программа, которую мы реализуем во взрослой жизни и называем словом «судьба».

Очень часто эти программы вступают в противоречие с реальностью, мешают человеку достигать поставленных целей и реализовывать свои способности, свой потенциал. В этот момент начинается внутренний конфликт. К тому же если у родителей была одна конституция психики, у них были свои убеждения и ценности, это не означает, что эти же ценности и убеждения будут нравиться их детям.

Когда человек ( лучше совместно с опытным специалистом ) исследует свое прошлое, он последовательно может выявить, какие установки являются частью его жизненного сценария, почему именно эти установки были заложены в его подсознание, и, самое важное, что уже в осознанном, взрослом возрасте человек может принять взвешенное решение — нужны ли ему эти убеждения и установки или нет.

Таким образом, анализ своего прошлого — это ключ к выходу из жизненного сценария, возможность каждую минуту наслаждаться окружающей реальностью и принимать решения, которые полностью отражают интересы личности человека.

Осознанность — это не столько состояние, сколько навык, с помощью которого наше сознание может «достать» из подсознания и увидеть значительную часть информации при принятии решений.

Вопросы для самоанализа.

Следующие вопросы подготовлены в помощь людям, желающим знать, что они собой представляют. Читайте и вопросы, и ответы вслух так, чтобы Вы слышали свой голос. Это помогает быть более искренним с самим собой.

Сначала подумайте !

  • Часто ли Вы жалуетесь на свое самочувствие ? Если да, то по какой причине ?
  • Ищите ли Вы ошибки у других по малейшему поводу ?
  • Часто ли Вы допускаете ошибки в работе ? Если да, то почему ?
  • Как Вы ведете беседу – саркастически, наступательно ?
  • Избегаете ли Вы общения с кем-либо умышленно ? Если да, то почему ?
  • Часто ли страдаете от несварения желудка ? Если да, то по какой причине ?
  • Кажется ли Вам жизнь тщетной, а будущее безнадежным ?
  • Нравится ли Вам Ваша профессия ? Если нет, то почему ?
  • Часто ли чувствуете к себе жалость ? Если да, то почему ?
  • Завидуете ли Вы тем, кто в чем-то Вас превосходит ?
  • Чему Вы уделяете больше времени – мыслям об успехе или о поражении ?
  • Прибывает или убывает в Вас уверенности в себе по мере взросления ?
  • Извлекаете ли Вы какой-либо прок из ошибок ?
  • Позволяете ли Вы родственникам или знакомым волновать вас ?
  • Если да, то почему ?
  • Бывает ли с Вами так, что иногда Вы парите в облаках, а временами погружаетесь в глубины безнадежности ?
  • Кто более всего вдохновляет Вас ? Какова причина этого ?
  • Терпите ли Вы тех, кто влияет на Вас негативно или обескураживающе, даже если этого можно избежать ?
  • Безразличны ли Вы к своей внешности ? Если да, то в каких случаях и почему ?
  • Умеете ли Вы “топить” тревоги в делах, быть настолько занятым, что просто нет времени на них раздражаться ?
  • Назвали ли бы Вы себя бесхребетным и слабовольным, поскольку позволяете другим думать за себя ?
  • Как часто волнения, которых можно избежать, беспокоят Вас и почему Вы их терпите ?
  • Употребляете ли Вы спиртное, наркотики или сигареты “для успокоения нервов” ? Если да, то почему же Вы вместо этого не задействуете силу воли ?
  • “Придирается” ли кто-нибудь к Вам ? Если да, то на каком основании ?
  • Есть ли у Вас главная цель в жизни ? Если да, то что это за цель ?
  • Какой план Вы разработали для ее достижения ?
  • Страдаете ли Вы от какого-либо из шести основных страхов ? Если да, то от какого (каких) ?
  • Есть ли у Вас метод защиты от отрицательных влияний ?
  • Занимаетесь ли Вы обдуманно и постоянно самовнушением, чтобы настроить Ваше сознание на позитивную работу ?
  • Чем Вы больше дорожите – материальными ценностями или возможностью контролировать свои мысли ?
  • Можно ли на Вас легко повлиять даже вопреки Вашему собственному суждению ?
  • Прибавил ли сегодняшний день что-либо ценное к Вашему знанию или умонастроению ?
  • Смотрите ли Вы в лицо обстоятельствам, делающим Вас несчастливым, или предпочитаете уходить от ответственности ?
  • Анализируете ли Вы свои ошибки и неудачи с тем, чтобы извлечь из них пользу, или же Вы придерживаетесь мнения, что этого делать не надо ?
  • Можете ли Вы назвать слабости, наносящие Вам наибольший ущерб ?
  • Что Вы делаете, чтобы избавиться от них ?
  • Побуждаете ли Вы других людей приходить к Вам за сочувствием со своими
  • проблемами ?
  • Что, по Вашему жизненному опыту, помогает Вам больше в продвижении вперед –
  • собственные уроки или чье-то влияние ?
  • Оказывает ли Ваше присутствие на других устойчивое отрицательное воздействие ?
  • Какие привычки в других раздражают Вас более всего ?
  • Составляете ли Вы Ваше мнение сами или позволяете себе находиться под посторонним влиянием ?
  • Научились ли Вы приходить в такое умонастроение, которое защищало бы Вас от обескураживающих влияний ?
  • Наполняет ли Ваша профессия душу верой и надеждой ?
  • Сознаете ли Вы, что обладаете духовной силой, достаточной для поддержания умонастроения свободным от всяких страхов ?
  • Настраивает ли религия Вашу душу на положительные мысли ?
  • Считаете ли Вы своим долгом разделить чужое беспокойство ?
  • Если да, то почему ?
  • Если Вы согласны с поговоркой “Два сапога – пара”, то что Вы знаете о себе из наблюдения за Вашими друзьями ?
  • Видите ли Вы какую-либо связь между людьми, с которыми Вы общаетесь наиболее тесно, и любой из Ваших неприятностей ?
  • Возможно ли, что кто-то, кого Вы считаете другом, Является на самом деле Вашим злейшим врагом в силу отрицательного влияния, которое он на Вас оказывает ?
  • По каким критериям Вы определяете, кто Вам полезен, а кто вреден ?
  • Люди Вашего ближайшего окружения интеллектуально Выше или ниже Вас ?
  • Какое время каждый день Вы уделяете:
  •      а) работе;
  •      б) сну;
  •      в) развлечениям и отдыху;
  •      г) получению полезных знаний;
  •      д) ничегонеделанию ?
  • Кто из Ваших знакомых более всех Вас: а) вдохновляет; б) предостерегает; в) обескураживает ?
  • Что беспокоит Вас сильней всего ? Почему Вы это терпите ?
  • Когда кто-либо дает Вам бесплатный совет, что Вы делаете:
  • следуете совету бездумно или анализируете его возможные мотивы ?
  • Подумайте, чего Вы больше всего желаете. Хотите ли Вы реализовать Ваше
  • желание ? Согласны ли Вы подчинять все другие желания этому одному ?
  • Сколько раз в день Вы думаете о достижении Вашей цели ?
  • Часто ли Вы меняете мнение ? Если да, то почему ?
  • Завершаете ли Вы обычно начатое Вами дело ?
  • Сильное ли впечатление производят на Вас титулы, звания и богатство других людей ?
  • Важно ли для Вас то, что окружающие думают и говорят о вас ?
  • Угождаете ли Вы людям из-за их общественного или финансового положения ?
  • Кого Вы считаете величайшим из живущих людей ? В каких отношениях этот человек превосходит Вас ?
  • Сколько времени Вы посвятили изучению этих вопросов и ответов на них ?

(Для этого, как мне представляется, необходимо потратить по меньшей мере один день).

Если Вы честно ответили на все вопросы, то наверняка узнали о себе больше, чем подавляющее число людей. Изучите эти вопросы тщательным образом, возвращайтесь к списку раз в неделю в течение нескольких месяцев, и Вам останется только поражаться количеству дополнительных знаний огромной важности, которые Вы приобретете простым способом – искренними ответами.

Если Вы не уверены относительно ответов на некоторые вопросы, посоветуйтесь с теми, кто хорошо Вас знает (главное, чтобы у этих людей не было оснований льстить Вам), и посмотрите на себя их глазами. Уверяю Вас – это будет впечатляющий опыт!

С использованием материалов книги Наполеона Хилла “Думай и богатей”

Если статья понравилась и была полезна – делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления. 

Поддержка проекта http://xfresh.info/pomoshch-proektu Вы не обязаны:-). Просто могли бы:-). Будем искренне благодарны за материальную поддержку нашего проекта в любом размере:-). Спасибо.   

Практическое применение транзактного анализа. Теория личности. Психологические игры. 6 форм общения. Причины фригидности, головной боли и многих других болезней. У какого врача лечиться? Кто такой человек без совести и лицемер.

Как формируется характер садиста и алкоголика. Как и когда возникает жизненный сценарий? Что лежит в основе негативного сценария. Какой человек может считаться психологически здоровым и способен стать по-настоящему счастливым человеком.

Какой тип личности может считаться стабильной.

 Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака “Из ада в рай”

Полезные материалы:

Работа с подсознанием. Четыре шага к новой реальности.

Типы воспитания и жизненные сценарии.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.