Жизненный сценарий личности

Содержание

Жизненный сценарий: Кто на самом деле управляет вашей жизнью?

Жизненный сценарий личности

Изречение, что каждый человек является хозяином своей судьбы, можно подвергнуть сомнению. С раннего детства многие факторы определяют ход нашей жизни и ее перспективные направления. Как быть, если жизнь пошла по негативному сценарию? Кто виноват и можно ли это исправить?

Ежедневно мы делаем великое множество выборов. Мы решаем, какую одежду нам надеть, поехать на работу на автобусе или прогуляться пешком, выбираем завтрак, покупки, будущее.

Чем глобальнее этот выбор, тем сложнее его сделать и тем не свободнее мы в выборе. Мы думаем, что сами выбираем супруга, профессию, место работы, образ жизни…Однако, мы, не замечая того, следуем какому-то сценарию.

Кем он написан? Реально ли его переписать и изменить ход жизни?  

1.Рождение сценария 

Сценарий нашей жизни зарождается еще до нашего появления на свет. Это происходит, когда наша юная мама представляет, что ее будущая дочь непременно будет известной журналисткой, или папа с малых лет грезит о собственной финансовой империи.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Это происходит, когда нас называют в честь каких-то родственников, знаменательных событий или легендарных личностей – груз такого имени сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

В первые 5 лет жизни пишутся важные страницы сценария.

С этих лет ребенок предполагает, сколько ему будет лет, когда он женится (выйдет замуж), сколько у него будет детей, убежден, что следует (не следует) упорно учиться, работать, как мужчине положено относиться к даме (и наоборот).

Именно тогда формируются пристрастия, которым он будет верен всю жизнь, – любовь к музыке, литературе, футболу. Это происходит не столько «теоретически», сколько из поведения взрослых.

Еще одним источником изучения жизненных ролей выступает отношение старших и сверстников к ребенку. Дети, которые были окружены любовью, в которых верили, как правило, добиваются определенного успеха в будущей жизни.

А постоянные упреки, уничижения, сравнения с другими (более старательными, аккуратными, умными) детьми могут оставить негативный отпечаток на все, что будет происходить с ним.

С течением времени к сценарию добавляются новые страницы.

В младшей школе ребенок овладевает ролью отличника/двоечника, в подростковом возрасте – идентифицирует собственную профессиональную компетентность, роль в обществе (лидер/ведомый), в юношеском – умение любить, строить личные взаимоотношения.

К 21 году жизни сценарий, как правило, завершен. Можно ли его изменить? Для начала обратимся к его «авторам»: поведение родителей – мощный фактор, определяющий модель семьи и отношение к обществу, работает по принципу черное-белое: когда родительский опыт негативный, то «я таким не буду», в прочих случаях идентичность поведения детей и родителей удивительна.

Родительские установки в отношении ребенка – другой значимый фактор, который предполагает успешность в жизни по принципу «я состоятелен настолько, насколько верят в меня родители». 

2. Последствия и продолжение 

Приблизительно к 21 году жизни у нас формируется более-менее четкое представление о том, что мы из себя представляем, откуда и куда направляемся. До 28 лет сценарий видоизменяется под действием ключевых событий – вступления в брак, появления на свет детей, сдвигов в карьере.

Не всем дается возможность изменить неблагоприятные установки и «выровнять» сценарий. Двигаясь от одной жизненной неудачи к другой, человек становится фаталистом и начинает воспринимать поражения как нечто неизбежное.

Однако, именно в этом возрасте имеет место важное явление – сценарий становится «вашим». 

А теперь обратимся к науке генетике. Ученые-генетики считают, что имеются специальные гены, отвечающие за тягу к воровству, всякого рода зависимости и прочие неблагоприятные явления. 

Психологи же предлагают собственную версию подобного «наследства». Гипотеза базируется именно на наличии жизненных сценариев. В этой связи существует специальный метод исследования первых детских воспоминаний.

Последний заключается вот в чем:

1. Вспомните собственное наиболее раннее воспоминание детства. Если вы сомневаетесь в достоверности данного воспоминания, и кажется, что оно вполне может быть просто фантазией, ничего страшного. Главное – это должно быть то, что вы сами припоминаете, а не рассказанное кем-то.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

2. Когда воспоминание идентифицировано, нужно сосредоточить на нем. Прокрутить его в мыслях, акцентировать внимание на деталях. Приблизительно определить, в каком вы были возрасте и где все происходило.

3. А теперь необходимо ответить на вопросы: Кто главный взрослый в этом воспоминании и какую роль он играет? Каковы ваши желания в указанном воспоминании и в какой степени они были удовлетворены? Имеется ли у вас определенная цель и кто помогает ее достичь? Какова ключевая эмоция владеет воспоминанием?

Интерпретация данного воспоминания: Взрослый – это личность, которая максимально влияла на создание вашего сценария жизни. Это тот, чьи установки были непреложными, чье мнение о вас выступало основой для построения мнения о себе. Желание, эмоция, цель – воплощают ваши жизненные потребности, то, к чему вы станете в перспективе стремиться и какими эмоциями наполнять жизнь. 

В каждом сценарии заложены свои, индивидуальные проблемы. Сценарии – это судьбы, которые мы пишем собственноручно. 

Существует хороший способ разорвать сценарий там, где он идет в нежелательном направлении, и переписать, изменить продолжение. 

Пошаговая инструкция по изменению неблагоприятного сценария

Необходимо подумать, имеют ли место в вашей жизни нежелательные события/ситуации, повторяющиеся систематически или долгое время продолжающиеся. Теперь следует разобраться, что вам дает конкретная неблагоприятная ситуация. Даже, если происходящее приносит проблемы, трудности и переживания, для чего-то вам это необходимо.

В психологической науке существует термин «вторичная выгода» – то есть неявная польза конкретной, нередко отрицательно окрашенной ситуации. Такая польза как правило не понята субъектом, однако, она не позволяет «разорвать круг».

Принять мысль, что есть определенные преимущества у отрицательных на первый взгляд событий, довольно трудно.

По этой причине предлагаем ряд вопросов, на которые полезно ответить: Что хорошего заключается в том, что это имеет место? Что заключается плохого в том, что это имеет место? Что изменилось бы в лучшую сторону в жизни, если бы этого не было? Что изменилось бы в худшую сторону в жизни, если бы этого не было? А теперь пришло время подумать, готовы ли вы что-то изменить. Вообразите, что до этого момента вы жили, выполняли определенные социальные роли. И вы привыкли к тому, что так живете, возникают сомнения и колебания. Стоит ли что-то менять? 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Следующий шаг – разобраться, почему все происходит именно таким образом, иначе говоря, кто и когда написал данную страницу в ваш сценарий. Постарайтесь припомнить, в какое время замкнулся этот круг, когда была запущена вереница событий.

Когда вы решили – или кто-то решил за вас – не быть удачливой, уверенной в себе, упорной…   Кардинально изменить собственную жизнь и сценарий (тем более, когда сценарий родительский) крайне сложно. Но осуществить некоторую коррекцию – реально. Дайте ответ на вопрос – что именно вы делаете для того, чтобы данная ситуация продолжалась дальше (повторялась).

Ведь это именно вы позволяете происходить конкретным событиям. Вы действуете или бездействуете, однако, в любом случае вы осуществляете свой выбор. 

Заключительный шаг – понять, что необходимо делать (или наоборот, не делать) для того, чтоб задать своей жизни желательное, более благоприятное направление.

Наш жизненный сценарий уже заложен до 21 года (об этом говорилось выше).

Но рассмотрев его беспристрастно, с самого начала, вы можете анализировать нежелательные явления, подыскивать пути решения и строить жизнь в соответствии со своими желаниями, интересами и стремлениями.опубликовано econet.ru.

фото ©Родни Смит

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Что такое сценарий жизни? Можно ли его

Жизненный сценарий личности

Жизненные сценарии — это одно из интереснейших понятий в психологии.

Вам кажется, что вы сами принимаете решения, вы осознанный свободный человек. Так ли это на самом деле?

На самом деле, мы все находимся в рамках своих сценариев, где примерно 80% всё предопределено и только 20% — свобода воли. Наша свобода — это только свобода в рамках нашего сценария.

Сценарий жизни — это наш неосознанный план жизни. Это наши стратегии поведения, модели, когда и как нам себя вести, как реагировать на ту или иную ситуацию, какие решения принимать, какой выбор делать.

Все эти модели поведения заблаговременно прописаны в нашем бессознательном.

Мы сначала реагируем, потом думаем, почему так поступили? Хотите вы того или не хотите, но сценарий на глубинном уровне неумолимо ведёт вас по своему пути.

Если вы понимаете, что в вашей жизни что-то идёт не так, и уж тем более, если замечаете повторяющиеся события, вы, как тот пони, всё “бежит по кругу”, вам хочется изменить это, выйти из замкнутого круга, то очень рекомендую обратить внимание на тему жизненных сценариев.

У сценария может быть несколько сюжетных линий, они могут касаться вашего здоровья, финансового благополучия, межличностных отношений: родители-дети, муж-жена, я и друзья, коллеги.

В сценарии могут быть заложены разные стратегии поведений: как выжить? Как справляться с трудностями? Избегания последствий поступков, ответственности, реагирования на те или иные события, участие в политике, социальная активность и т.д.

Сценарий — это то же, что и судьба. От себя и судьбы не убежишь. Куда бы человек не уехал, себя он всё равно возьмёт с собой. В какой бы чудесной стране ни оказался, его сценарий будет с ним.

Если у женщины сценарий быть женой алкоголика, то она даже в самой малопьющей стране найдёт себе мужа-алкоголика.

Если мужчина по сценарию “никогда” не достигает успеха, то и в жизни он его не достигнет.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Он определил жизненный сценарий как “неосознанный план жизни”.

Позже, в книге “Что вы делаете после того, как сказали “привет”, он дал более полное определение: “План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала”.

Сценарий обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей и окружающей среды, но и от характера и особенностей самого ребёнка, его выбора, его темперамента и т.д.

Иными словами, ребёнок решает (часто ему помогают решить), каким будет план его жизни. Из этого следует, что, даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять разные решения. В этом случае Берн приводил случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они “кончат жизнь в психушке”. Впоследствии один из них стал пациентом лечебницы, другой стал психиатром.

Сценарий начинает формироваться уже в раннем возрасте. Сначала формируется Я-концепция, ядро личности, базовые представления о себе, самоидентификация: кто я? Какой я? Я хороший или Я плохой?

Затем формируется понимание других: какие они? Они плохие или хорошие (имеются в виду значимые для малыша люди: мама, папа, родственники, няни и т.д.), те, кто заботится обо мне? От того, как они за ним ухаживают, т.е. удовлетворяя его базовые потребности, дают ему надёжную опору для последующего познания мира, это позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности.

В первые годы жизни ребёнок беспомощен и полностью зависит от мамы, которая ухаживает за ним, распознаёт его потребности, удовлетворяет их. Окружающий мир ребёнок воспринимает тоже через маму, её психологическое состояние, настрой мамы, её эмоции. Если мама ровная, спокойна, уверенная, то и ребёнок тоже спокоен, у него вырабатывается базовое доверие миру. Мир безопасен и комфортен.

На втором-третьем году жизни ребёнок выбирает одну из этих базовых установок и начинает строить в соответствии с этим свой жизненный сценарий. От этих установок зависит, будет ли это сценарий Победителя по жизни или это сценарий Побеждённого, будет ли это сценарий счастливого и эффективного человека или сценарий человека несчастного, зависящего от обстоятельств.

4 базовые жизненные позиции

Эрик Берн выделил четыре главных (базовые) установки по отношению к себе и другим, влияющие на наше мировоззрение и поведение:

  • Я хороший — Ты хороший. Эта установка взрослой, зрелой, гармоничной личности, уверенной в себе, способной уважать себя и других, дарить любовь себе и окружающим. Сценарий порождает счастье.
  • Я хороший — Ты плохой. Гордыня. Исключительность. Нарцисизм. Мне все должны. Это практически криминальная жизненная установка, попытка залечить нанесённые раны в детстве. Ребёнок приходит к выводу от том, что не он плохой, а все окружающие — плохие. Подрастая, он сам даёт сдачи и даже нападает первым. Он становится коварным, грубым и жестоким. Объектами насилия такого человека становятся обычно более младшие и слабые. Нередко насилие над животными. Сценарий порождает гордыню. Антисоциальное поведение.
  • Я плохой — Ты хороший. Это самая древняя установка, ведь без поддержки младенец просто не выживет, а из многих фактов собственного дискомфорта и зависимости длительное время от взрослых и более сильных складывается впечатление о себе, как о неблагополучном. Такой человек всю жизнь может ощущать себя во власти других людей, обстоятельств, испытывая постоянную потребность в одобрении. Сценарий порождает зависимое поведение. Зависть. Печаль.
  • Я плохой — Ты плохой. Установка фаталиста, циника. Он не знает счастья и не верит в него. Такая установка формируется, когда ребёнок не получает тепла и заботы, одобрения, а только наказания. Сценарий порождает безнадёжность, асоциальность.

В те же ранние годы ребёнок определяет и финал своего сценария.

Раньше считалось, что это формируется к 4-м годам, но, по данным последних исследований, ребёнок прогнозирует то, как он закончит свою жизнь, до года! Будет ли это долгая спокойная жизнь или это бурная жизнь с трагическим концом.

По Аристотелю, трагедия состоит из 3-х частей: завязка, кульминация и катастрофа. Главный герой трагедии — это человек хороший, но запутавшийся, совершающий ошибки. Он слепо идёт по жизни, выполняя предписания других людей, что приводит его к саморазрушению.

Затем под финал формируется и сам сценарий, т.е. то, как человек будет жить, чтобы прийти к такому финалу? Подбираются люди (статисты или так называемые сценарные партнёры), подбираются ситуация, сцены и мизансцены.

А сейчас небольшое упражнение, которое немного поможет приоткрыть тайну вашего сценария. Посмотрите на свою жизнь со стороны: младенчество, детство, юность, взрослые годы от 20 до 30, от 30 до 40 и т.д. Охарактеризуйте одним, двумя словами каждый период.

Если бы вы могли написать о жизни этого человека, т.е. себя, то как бы вы назвали это произведение? Что бы это было: роман, трагедия, драма, эпопея, экшен, мыльная опера, детектив, приключения и т.д.

? Какой финал у этого произведения? Какой главный герой, его цели и мотивы?

Из чего складывается жизненный сценарий?

У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.

Почему сценарии работают?

  1. Сила аффирмаций. Сила родительского программирования. Если повторять человеку (особенно ребёнку) что-то много раз, то он в это поверит, это станет частью его самого, его самооценки.
  2. Сила личного примера. Есть вещи более тонкие и менее осознаваемые. Например, модели поведения. Представьте, что вы целый год смотрите один и тот же спектакль, уже через месяц вы будете знать все роли наизусть. И если один из актёров на сцене забудет текст или заболеет, вы с лёгкостью его замените и с лёгкостью сыграете его роль.
  3. Антисценарий. Иногда человек принимает решение делать всё наоборот, не так, как родители. Часто это может приносить пользу, но тут важно помнить, что гораздо лучше жить не вопреки чему-то или кому-то и не по принципу “как-нибудь, лишь бы не так как у родителей”, а соответственно ситуации.

Можно ли изменить свой жизненный сценарий?

Сценарий, как мы выяснили, начинается с принятия решения в очень раннем возрасте, на основе данных, доступных в то время. Вы стали уже взрослым человеком, нужны вам ваши детские стратегии и решения? Не устарели ли они? Они сейчас приносят вам больше пользу или вред?

Сценарий — это стратегия выживания, адаптации в определённых условиях. Это семейная обстановка, стиль воспитания, атмосфера в семье, родительские установки и предписания. Это влияние окружения, школы, друзей, культурной среды, в которой рос человек. Можно слепо следовать своему сценарию, а можно принять новое решение и выйти из замкнутого круга.

Первый шаг — это осознать свой сценарий, свои сюжетные линии.

Второй шаг — это понять свои драйвера, запускающие сценарий, тип сценарного процесса, свои ограничения, условия, при которых он разворачивается и работает.

Третий шаг — это “переписать” его заново или внести коррективы.

Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет.

Можно продолжать играть всё ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссёрские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

При этом важно понимать, что для изменения своего сценария придётся потрудиться, и именно от вашей готовности изменить свою жизнь зависит результат.

Кому-то на это понадобиться много времени, кому-то меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить. Тем более на сегодняшний день у психологов в распоряжении имеется много разных инструментов, позволяющих достаточно за короткое время получить отличные результаты.

Сценарий жизни: базовые понятия сценария человека в психологии судьбы

Жизненный сценарий личности

Рассмотрим базовые понятия и термины сценария жизни человека в психологии судьбы. Сценарий жизни в транзактном анализе Берна — это ключевая тема, которая требует пристального изучения любым человеком, который хочет осознать свой жизненный план и изменить свою судьбу.

Базовые понятия сценария жизни человека

этого поста позволит нам прикоснуться к теме сценария жизни в общем. Рассмотрим основные термины и понятия в этой теме.

Сценарий жизни — это не осознаваемый план движения

Помните! Любые осознания во время уроков являются ценными и их следует записывать в свой дневник.

Более подробно тема жизненного плана человека раскрыта в специальном разделе блога ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ.

В детстве каждый из нас пишет собственный сценарий жизни. В нем есть начало, середина и конец. Основной сюжет мы пишем в детстве до того, как научились говорить. Позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию.

К 7 годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть.

Будучи взрослыми, мы обычно не сознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее в точности ему следуем.

Свой жизненный план мы сформировали в раннем возрасте — пора написать взрослый!

Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, что определили в детстве.

Как Вы думаете — к какого рода финальной сцене вы себя готовите?

Маленький ребенок принимает решение написать жизненный сценарий потому, что он (сценарий) представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существовани в часто кажущемся ему враждебном мире.

В эго-состоянии Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире — это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию.

Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий.

Это называется искажением или игнорированием.

Например, если наша финальная сцена — мрачная жизнь в одиночестве, мы будем склонны искажать наше восприятие так, чтобы не замечать счастливых и радостных моментов, мы будем отстраняться от контактов с другими людьми, думая внутри себя, что мы никому не интересны.

Как Вы думаете, каким образом проявляется искажение и игнорирование в вашей жизни?

Для сохранения нашего жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют наши отношения с родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно.

Симбиоз — это когда одна на двоих личность в отношениях

В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя или Взрослого, а другой — Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния.

Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Например, если у Вас в детстве был авторитетный папа, Вы можете впадать в симбиоз с авторитетными людьми — отдавая им роль эксперта или наставника. Тогда с ними, Вы как бы становитесь на ступень ниже, то есть входите в коммуникацию из эго-состояния Ребенок.

Как Вы думаете, с кем из Ваших нынешних партнеров по общению вы вступаете в симбиотические отношения?

В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для того, чтобы быть принятыми и получать поглаживания нужно использовать только разрешенные чувства.

Как Вы думаете, какие чувства были в вашей семье под запретом?

В одних семьях запрещалось бояться или открыто проявлять чувство недовольства, в других игнорировалась радость  — ее нельзя было выставлять напоказ. В третьих под запретом были: гнев, возмущение или грусть.

При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте.

Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными).

Сценарий жизни человека в гештальт психологии

Сценарий с точки зрения гештальт психологии — это ранняя детская ситуация, которую мы, будучи детьми, не смогли закончить и которая требует завершения всякий раз, когда мы встречаемся с похожими ситуациями во взрослой жизни.

Подобно тому, как надкушенный бутерброд всегда привлекает наше внимание, пока не будет проглочен целиком, так же и детские травмы требуют отмщения, исцеления или искупления.

Очень важно осознать эту травму или ситуацию и завершить ее внутри, выразив чувства и дожив их до конца на приеме у психолога или на сеансе самотерапии!

Какие ситуации из Вашего детства вызрели и требуют немедленного завершения прямо сейчас?

Как изменить свой сценарий жизни

Неважно, как вы пришли к осознанию сценария жизни — самостоятельно, или пройдя специальный онлайн курс СЦЕНАРНЫЙ ПАСПОРТ от автора этого блога — психолога и сценарного аналитика Молярука Александра.

Важно принять решение и изменить неосознанный план жизни на новые модели поведения. Важно изменить свою судьбу как можно раньше!

ВЫВОД: Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли нас заставить развиваться в каком-то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление.

Однако мы сами принимали решение, подчиниться ли этому давлению, либо восстать против него или игнорировать.

Та же модель поведения свойственна и нам взрослым.

Другие люди (окружение) не могут заставить нас чувствовать или вести себя каким-то определенным образом. Они способны оказывать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет.

Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение.

Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить.

Это справедливо и для наших детских решений, которые мы приняли о себе и об окружающем мире.

Мы можем их изменить и сформировать другие — более благоприятные для нас.

Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий

Жизненный сценарий личности

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте.

Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения.

Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности.

Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д.

На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают.

Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко.

Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским воспитанием.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

Берн рекомендовал честно ответить на 4 вопроса и проанализировать результат:

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Как разгадать и изменить свой жизненный сценарий? | Блоги | Наша Психология

Жизненный сценарий личности
Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного – героическая эпопея, другого – любовный роман, а третьего – криминальное чтиво? Присмотревшись внимательно к событиям, которые с нами происходят, можно заметить определенные закономерности.

Повторяющиеся события – знак присутствия в нашей жизни сценария, то есть существующего в подсознании жизненного плана, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Как выявить тенденции, которые говорят о наличии сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно, без помощи психотерапевта или консультанта.

Проанализировать повторы

Проанализируем повторяющиеся события нашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо нашей воли? Составим список однотипных ситуаций и попробуем понять, что их объединяет.

При этом постараемся быть максимально объективными, сосредоточимся не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий («завистников», «клеветников» и т. д.), а на собственных действиях.

Это поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядеться к себе

Обратим внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: «Да нет, тут что-то не то, не может быть…» Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, любят повторять: «Победа за нами, успех нам обеспечен, в другой раз я сделаю лучше». Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Вспомнить любимую сказку

Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет путем анализа сказок. «Обнаружив» сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка «помогает» сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомним, кто в детстве был нашим любимым героем, какие книжки мы зачитывали до дыр.

Вспомним, как мучили родителей, заставляя их по несколько раз перечитывать одно и то же. Возможно, мы найдем удивительное сходство между собой – взрослым, серьезным человеком – и каким-то любимым героем.

Может быть, он незаметно для нас управляет нашей жизнью?..

Пойти другим путем

Сценарный анализ – один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам – нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции – перестроить мизансцены, а то и вовсе поста вить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Здесь, по словам Эрика Берна, помогают «война, любовь и психотерапия».

Но можно вспомнить и другие высказывания, например «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и «пойти другим путем» (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными).

Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий

Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни. Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом.

Он рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки – так было и когда он учился, и когда занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала.

Слово за слово – выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы и это ему удается – но только на третий раз.

Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.

Расстаться с однозначными установками

Важно научиться слышать самого себя. Обратим внимание, что и как мы повторяем своему ребенку или подчиненным.

Например, мы любим говорить: «У тебя ничего не получится до тех пор, пока…» Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха.

Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы…» или «Ты не продвинешься по службе, пока не получишь МВА».

Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе необязательно связано с МВА. Но суть сценарного программирования, его сила – в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, – уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если…» Это тоже так называемый «сценарий с условием», но он гораздо мягче. Теперь мы можем сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Разобраться со своими «провокаторами»

Попробуем мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо нашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом фильме ужасов.

Какие наши действия провоцируют эти повороты судьбы? Кто выступает в роли провокаторов – какие слова, поступки? Вычислив провокаторов, можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и будем получать то, что получали всегда.

Составить свой личный свод ограничений

Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада.

Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы – она достанется мне слишком дорогой ценой.

Значит, я должен взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Вступить в диалог и получить «разрешение»

Разрешение – это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда человек освобождается от сценария – это похоже на чудо, говорят: «Его как будто расколдовали».

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей.

Например, тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!» Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика.

Многие могут вспомнить случай, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер?

Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее «играть по нотам». Есть люди, которым вообще не дано сочинять – если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий – это тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный сценарий – своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей.

А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное – непредсказуемым.

Поэтому некоторые люди комфортно себя чувствуют даже в неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду. И это не удивительно – бессознательное следование сценарию позволяет экономить силы и время.

Наш жизненный путь – результат действия многих сил. Но сценарный анализ интересен тем, что дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.